Как проводится аттестация непедагогических работников и какие должности относятся к этой категории работников? По срокам - через какое время проводится аттестация данных работников (3 - 5 лет), на основании какого документа проводится эта процедура?

Как проводится аттестация непедагогических работников и какие должности относятся к этой категории работников? По срокам - через какое время проводится аттестация данных работников (3 - 5 лет), на основании какого документа проводится эта процедура?

23.10.2024 09:29
32

Вопрос:

Как проводится аттестация непедагогических работников и какие должности относятся к этой категории работников? По срокам - через какое время проводится аттестация данных работников (3 - 5 лет), на основании какого документа проводится эта процедура?

Ответ:

К категории непедагогических работников обычно относятся сотрудники образовательных организаций, которые не ведут учебные занятия. К этой категории могут относиться:

  • Административный персонал (директора, заместители директоров, секретари);
  • Работники, занимающиеся обслуживанием (техники, кух. рабочие, охранники, уборщики);
  • Медицинские работники (медсестры, фельдшеры);
  • Бухгалтеры и экономисты;
  • Работники кадровых служб;
  • Библиотекари и лаборанты;
  • Специалисты IT и технической поддержки.

То есть, к непедагогическим работникам относятся лица, осуществляющие вспомогательные функции в образовательных организациях. Более конкретные определения и перечень должностей, относящихся к непедагогическим работникам, могут отличаться в зависимости от конкретных условий работы и организации.

Порядок аттестации непедагогических работников регулируется внутренними приказами образовательных учреждений и .

Для непедагогических работников в сфере образования конкретного правового акта, устанавливающего общие правила аттестации нет.

Ранее действовал Министра образования и науки РК «Об утверждении Правил и условий проведения аттестации гражданских служащих в сфере образования и науки, а также Правил и условий проведения аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования» который регулировал данный вопрос, но на данный момент он утратил силу.

В случае отсутствия специализированного акта, применяется Трудовой кодекс и внутренние акты учреждения, регламентирующие требования к квалификации и оценке работы сотрудников.

В части 2 п. 3 ст. 53 Трудового кодекса РК установлено, что порядок, условия и периодичность проведения аттестации работников определяются коллективным договором или актом работодателя.

В части 1 п. 3 ст. 53 Трудового кодекса РК установлено, что в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке должен входить представитель работников.

На примере НПА, регулирующих порядок проведения аттестации работников государственных организаций, можно получить представление о примерном порядке проведения аттестации.

  1. Подготовка к проведению

Подготовка к проведению аттестации включает в себя:

  • издание приказа о проведении аттестации;
  • подготовку необходимых документов на работников, подлежащих аттестации;
  • определение работников, подлежащих аттестации;
  • разработку графика проведения аттестации;
  • определение состава аттестационной комиссии;
  • разработку перечня вопросов и ответов для собеседования.
  • уведомление работников о дате проведения аттестации.

Аттестационная комиссия создается приказом руководителя и состоит из членов и секретаря комиссии. Из числа членов аттестационной комиссии назначается председатель.

На работника, подлежащего аттестации оформляется аттестационный лист.

Заседание аттестационной комиссии (собеседование с работником)

На заседании аттестационной комиссии её деятельностью руководит Председатель аттестационной комиссии.

Секретарь аттестационной комиссии осуществляет подготовку соответствующих материалов к заседанию комиссии и оформляет протокол после его проведения.

Аттестационная комиссия должна состоять из нечетного числа членов, включая председателя. В состав комиссии в обязательном порядке должен входить представитель работников.

На заседании аттестационная комиссия:

1) рассматривает материалы, касающиеся работы сотрудника (при наличии таковых);

2) опрашивает работника.

3. Вынесение решения аттестационной комиссией

Решение аттестационной комиссии принимается открытым голосованием.

Результаты голосования определяются большинством голосов членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов голос председателя аттестационной комиссии является решающим.

Особое мнение члена аттестационной комиссии излагается в письменном виде и прилагается к протоколу.

Вынесение решения аттестационной комиссией включает в себя:

  • оформление протокола, аттестационного и оценочного листов;
  • ознакомление работника с результатами аттестации.

По результатам собеседования с работником аттестационная комиссия может принять одно из следующих решений:

  • соответствует занимаемой должности;
  • подлежит повторной аттестации;
  • не соответствует занимаемой должности.

Как уже указывалось выше, для частных компаний указанный порядок является примерным, и законодательными актами прямо не закреплен.

Периодичность проведения аттестации работников определяются коллективным договором или актом работодателя.

Оспаривание законности проводимой аттестации может быть произведено:

1) до проведения аттестации:

  • путем направления работодателю возражений в письменном виде;
  • путем подачи жалобы в городскую инспекцию труда.

2) после проведения аттестации:

  • путем обжалования в порядке установленном Актом работодателя о порядке проведения аттестации (если таковой имеется, или если в нем предусмотрен порядок обжалования);
  • путем подачи жалобы в городскую инспекцию труда;
  • в судебном порядке.

Оспаривание может быть основано:

1. На нарушениях норм, прямо установленных законодательством РК;

2. На нарушениях положений, которые хотя и прямо не установлены законодательством, но сложились в результате многолетней практики и отвечают принципу объективности.

Основания, по которым работники могут оспорить проведение аттестации и ее результатов:

  • Отсутствие Акта работодателя, регулирующего порядок проведения аттестации работников.

То есть в компании должен быть либо коллективный договор, Правила либо Положение, устанавливающий порядок, периодичность и условия проведения аттестации работников. Аттестация не может проводиться просто в произвольном порядке. Аттестация должна проводиться в соответствии с указанным документом. Его отсутствие является основанием для признания такой аттестации неправомерной.

  • Отсутствие в составе аттестационной комиссии представителя работников.

Перед тем как войти в состав комиссии, их (представителей) необходимо сначала избрать. Причем их избрание также имеет свои законодательные требования

В соответствии с пп. 44 п. 1 ст. 1 Трудового кодекса РК, представители работников – органы профессиональных союзов, их объединений, а при их отсутствии выборные представители, избранные и уполномоченные на общем собрании (конференции) работников большинством голосов участников, при присутствии на нем не менее двух третей работников (делегатов конференции).

При образовании аттестационной комиссии указанные представители должны в обязательном порядке входить в состав комиссии. Их отсутствие в составе аттестационной комиссии является основанием для признания недействительными полномочий аттестационной комиссии.

  • Отсутствие должностной инструкции и не ознакомление с ней
  • Отсутствие утвержденных проверочных вопросов, которые будут применяться при проведении собеседования с работником.
  • Не оформление протокола, аттестационного и оценочного листов

Весь процесс собеседования должен строго протоколироваться, в том числе, заданные вопросы членов комиссии, ответы работника, высказывания, замечания членов комиссии, возражения работника. Протокол должен быть подписан всеми членами комиссии.

В оценочных листах каждый член комиссии ставит свою оценку и её обоснование.

То есть решение комиссии должно быть не просто вынесено «на усмотрение комиссии». Оно должно быть обоснованным и каждый член комиссии должен быть готов нести ответственность за свое решение. Для этого процесс аттестации фиксируется в протоколе. Для этого в оценочном листе каждый член комиссии обосновывает свое решение и подтверждает его своей подписью.

Отсутствие указанных документов или их ненадлежащее оформление говорит о том, что решение комиссии могло быть вынесено необоснованно и предвзято, что также является основанием для его обжалования.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: