Какая дополнительная оплата труда установлена по Восточно-Казахстанской области?

Какие виды дополнительной оплаты труда установлены по Восточно-Казахстанской области?

24.04.2018 10:27
898

Вопрос:

Какие виды дополнительной оплаты труда установлены по Восточно-Казахстанской области?

Ответ:

Дополнительная оплата труда установлена в Законе Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года № 1787-XII О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне (далее – Закон).

Согласно ч.2 ст.2 действие настоящего Закона распространяется на граждан, проживающих в районах и городах Семипалатинской области и соответствующих районах Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей, подвергшихся загрязнению радиоактивными веществами вследствие испытаний ядерного оружия.

Согласно Главы 2 Закона  установлена классификация территорий, подвергшихся воздействию ядерных испытаний:

Статья 4. Классификация территорий, подвергшихся воздействию радиоактивных осадков при проведении ядерных испытаний

Загрязненными территориями считаются те, на которых эффективная эквивалентная доза облучения для населения превышает 0,1 бэр за весь период испытаний.

В зависимости от величины эффективной эквивалентной дозы загрязненные территории подразделяются на:

  • зону чрезвычайного радиационного риска;
  • зону максимального радиационного риска;
  • зону повышенного радиационного риска;
  • зону минимального радиационного риска;
  • территорию с льготным социально-экономическим статусом.

Виды хозяйственной деятельности и порядок ее организации, объем природопользования и экологической реабилитации территории устанавливаются Правительством Республики Казахстан.

Границы зон экологического бедствия и перечень входящих в них районов изменяются путем внесения изменений и (или) дополнений в настоящий Закон в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.

Статья 5. Зона чрезвычайного радиационного риска

Зона чрезвычайного радиационного риска - часть территории, подвергшейся радиационному загрязнению, с дозой воздействия на население свыше 100 бэр за весь период испытания, входящая в полосу максимального сейсмического воздействия.

К зоне чрезвычайного радиационного риска относятся территории Саржалского сельского округа Абайского района, Долонского сельского округа Бескарагайского района, населенных пунктов Сарапан и Иса упраздненного Жанасемейского района Восточно-Казахстанской области.

Статья 6. Зона максимального радиационного риска

Зона максимального радиационного риска - часть территории, подвергшейся радиационному загрязнению, с дозой воздействия на население от 35 до 100 бэр за весь период испытаний.

К зоне максимального радиационного риска относятся населенные пункты Абайского, Бескарагайского и упраздненного Жанасемейского районов, Акбулакского, Абралинского, Алгабасского, Айнабулакского, Караоленского и Танатского сельских округов города Семей Восточно-Казахстанской области, Акжарского и Малдарского сельских округов Майского района Павлодарской области.

Статья 7. Зона повышенного радиационного риска

Зона повышенного радиационного риска - часть территории, подвергшейся радиационному загрязнению, с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр за весь период испытаний.

К этой зоне относятся населенные пункты Бородулихинского, Жарминского, Аягузского, Глубоковского, Шемонаихинского, Уланского районов, города Семей, Курчатов, Усть-Каменогорск и Риддер Восточно-Казахстанской области; Каркаралинский район Карагандинской области в пределах территории упраздненного Казыбекбийского района, Майский район Павлодарской области.

Статья 8. Зона минимального радиационного риска

Зона минимального радиационного риска - часть территории, подвергшейся радиационному загрязнению, с дозой воздействия на население от 0,1 до 7 бэр за весь период испытаний.

К зоне минимального радиационного риска относятся населенные пункты Урджарского, упраздненного Таскескенского, Кокпектинского, Аксуатского, Зыряновского, Зайсанского и Тарбагатайского районов Восточно-Казахстанской области; Каркаралинского района Карагандинской области, не включая территорию упраздненного Казыбекбийского района; Лебяжинского района Павлодарской области.

Статья 9. Территория с льготным социально-экономическим статусом

Территория с льготным социально-экономическим статусом - территория (в пределах границ административных районов), прилегающая к зоне минимального радиационного риска, на которой эффективная эквивалентная доза облучения в силу различных причин ниже 0,1 бэр за весь период испытаний, но где имеет место существенное отрицательное воздействие психо-эмоциональных нагрузок, связанных с проживанием вблизи радиационно- и сейсмоопасных районов.

К этой зоне относится Баянаульский район Павлодарской области.

Согласно ст.13 Закона установлена социальная поддержка населения, в т.ч. включая дополнительную оплату труда:

Граждане, проживающие на территориях, указанных в статьях 5 и 6 настоящего Закона, и вышедшие на пенсию до 1 января 1998 года, имеют право на надбавку к пенсии по зонам в размере:

  • чрезвычайного радиационного риска - 2,09 месячного расчетного показателя;
  • максимального радиационного риска - 1,83 месячного расчетного показателя.

Население, проживающее на территориях, указанных в статьях 5, 6, 7, 8, 9 имеет право на:

1. дополнительную оплату труда по зонам в размере:

  • чрезвычайного радиационного риска - 2 месячных расчетных показателей;
  • максимального радиационного риска - 1,75 месячного расчетного показателя;
  • повышенного радиационного риска - 1,5 месячного расчетного показателя;
  • минимального радиационного риска - 1,25 месячного расчетного показателя;
  • на территории с льготным социально-экономическим статусом - одного месячного расчетного показателя.

Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца назначаются независимо от стажа работы лица, признанного инвалидом или кормильцем, если имеется причинно-следственная связь с испытаниями ядерного оружия.

2. ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск по зонам:

  • чрезвычайного радиационного риска - 14 календарных дней;
  • максимального радиационного риска - 12 календарных дней;
  • повышенного радиационного риска - 10 календарных дней;
  • минимального радиационного риска - 7 календарных дней;
  • территория с льготным социально-экономическим статусом - 5 календарных дней.

Согласно ст.10 определены категории граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний, на которых распространяется действие Закона.

К пострадавшим вследствие ядерных испытаний относятся:

  • граждане, проживавшие, работавшие или проходившие службу (в том числе срочную) на территориях, подвергшихся загрязнению радиоактивными веществами в период проведения воздушных и наземных ядерных взрывов (1949-1965 гг.);
  • граждане, проживавшие, работавшие или проходившие службу (в том числе срочную) на этих территориях в период проведения подземных ядерных взрывов с 1966 по 1990 года;
  • граждане, проживавшие, работавшие или проходившие службу (в том числе срочную) на территории с льготным социально-экономическим статусом с 1949 по 1990 год;
  • дети лиц, указанных во втором и третьем абзацах настоящей статьи, признанные инвалидами или имеющие заболевания, при установлении причинной связи между их состоянием здоровья и фактом пребывания одного из родителей в указанных в Законе зонах.

Согласно ст.11 Закона лицам, указанным в статье 10, выдаются удостоверения, являющиеся документами, подтверждающими право на льготы и компенсации, предусмотренные настоящим Законом.

Таким образом, дополнительная оплата может устанавливаться только лицам согласно ст.10 и ст.11 на основании удостоверения.

Но, к сожалению, на сегодняшний день,  данная норма имеет двоякое толкование и имеются прецеденты, когда работники, поживающие на указанных территориях, но не имеющие удостоверений,  через суд добавились предоставления им всех льгот и компенсаций, предусмотренных Законом.

Поэтому, если на предприятии есть лица с удостоверениями, предоставляющие им право на льготы и компенсации на основании Закона, то необходимо детально изучить упоминаемый в ответе Закон, если компания предполагает производить дополнительную оплату труда то рекомендую за разъяснениями дополнительно обратиться с официальным запросом в местный орган по труду с вопросом: всем проживающим положена дополнительная оплата труда согласно Закона или только имеющим удостоверение. Это позволит избежать споров с работниками и санкций от проверяющих органов.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: