Какие изменения произошли по вводу командировочных удостоверений? Имеется информация,что командировочные удостоверения отменили. Если это так, то как оформлять поездки по производству?

Какие изменения произошли по вводу командировочных удостоверений? Имеется информация,что командировочные удостоверения отменили. Если это так, то как оформлять поездки по производству?

23.02.2021 20:49
6696

Вопрос:

Какие изменения произошли по вводу командировочных удостоверений? Имеется информация,что командировочные удостоверения отменили. Если это так, то как оформлять поездки по производству?

Ответ:

Трудовым и налоговым законодательством РК не регламентируется понятие «командировочное удостоверение», и не установлено требование, оформлять и выдавать работнику командировочное удостоверение, то есть наличие командировочного удостоверения не обязательно.

В соответствии с подпунктом 82 пункта 1 статьи 1 Трудового кодекса РК командировка - направление работника по распоряжению работодателя для выполнения трудовых обязанностей на определенный срок вне места постоянной работы, а также направление работника в другую местность на обучение, повышение квалификации или переподготовку.

Направление в служебную командировку является временным изменением условий работы сотрудника. Данное изменение должно быть оформлено в соответствии с пунктом 3 статьи 127 Трудового кодекса внутренним актом работодателя, каким является приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку. Условия и сроки направления в командировки работников также определяются трудовым, коллективным договорами.

В соответствии 127 Трудового кодекса РК Работникам, направляемым в командировки, оплачиваются:

1) суточные за календарные дни нахождения в командировке, в том числе за время в пути;

2) расходы по проезду к месту назначения и обратно;

3) расходы по найму жилого помещения.

Подпунктом 1-1 «Правил о служебных командировках в пределах Республики Казахстан работников государственных учреждений, содержащихся за счет средств государственного бюджета, а также депутатов Парламента Республики Казахстан», утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 сентября 2000 года № 1428, предусмотрено, что государственные органы с учетом специфики их деятельности могут самостоятельно разрабатывать и утверждать внутренний порядок направления в служебные командировки.

В организациях, не относящихся к государственным учреждениям, содержащихся за счет средств государственного бюджета, условия командировки оформляются в соответствии с пунктом 3 статьи 127 Трудового кодекса РК.

При этом, командировочное удостоверение не является официальным законодательным документом, но является общепризнанным в РК документом, подтверждающим факт приезда работника, направленного в командировку в место назначения. Оно используется при направлении командировки в пределах РК.

При направлении же в служебную командировку за пределами РК для доказательства приезда в страну назначения достаточно копии паспорта со страницами отметки приезда в страну назначения и выезда из страны назначения с полученной визой для посещения данной страны.

Одним из обязательных документом, предоставляемых работником, по приезду с командировки является отчет о проведенной работе и результатах командировки. Так, при командировке сотрудника первичным документом, доказывающим факт совершения операций является, в первую очередь, авансовый отчет. К авансовому отчету прилагаются документы, свидетельствующие о факте уплаты и совершения операций, а именно:

1) факт перелета - это авиабилет и (или) посадочный талон по электронному авиабилету;

2) факт проезда железнодорожным транспортом - железнодорожный билет;

3) факт проезда автобусом - билет по форме, утвержденной уполномоченным государственным органом в области транспорта по согласованию с уполномоченным органом;

4) факт проживания - счет-акт на проживание, счет-фактура и фискальный чек.

Таким же образом, в соответствии со статьей 244  Налогового кодекса Республики Казахстан время нахождения сотрудника в командировке определяется на основании приказа или письменного распоряжения работодателя о направлении работника в командировку и количества дней командировки исходя из дат выбытия к месту командировки и прибытия обратно, указанных в документах, подтверждающих проезд. Такими документами являются авиа, железнодорожные, автобусные и др. билеты, отметки в паспортах при пересечении границ.

В этой связи, можно сделать вывод, что командировочное удостоверение является фактически ненужным документом при оформлении командировок в негосударственных предприятиях, так как принимающая командированного сотрудника организация просто проставляет печати на этот документ, предоставляя право самому работнику заполнить отметки о пребывании, так как ему удобно. При отсутствии Командировочного удостоверения срок командировки, то есть время нахождения работника в командировке определяется на основании Приказа о командировании и исходя из дат выбытия к месту командировки и прибытия обратно, указанных в документах, подтверждающих проезд.

Если же в руководство организации решило, что без какого либо оформляющего документа, каким являлось командировочное удостоверение в работе предприятия не обойтись, необходимо закрепить порядок оформления такого документа и использования во внутренних нормативных документах компании - учетной политике, положении о командировках и т. п.

В этих документах следует определить форму оформления поездки, порядок выдачи и сдачи.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: