Правомерна ли передача (делегирование) всех своих полномочий первым руководителем некоммерческой организации (не в период его временного отсутствия) своему заместителю по доверенности?

Правомерна ли передача (делегирование) всех своих полномочий первым руководителем некоммерческой организации (не в период его временного отсутствия) своему заместителю по доверенности?

30.06.2025 12:03
12

Вопрос:

Правомерна ли передача (делегирование) всех своих полномочий первым руководителем некоммерческой организации (не в период его временного отсутствия) своему заместителю по доверенности?

Ответ:

В соответствии пункт 6 статьи 167 ГК РК: «Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, и скрепляется печатью этой организации, если данное лицо в соответствии с законодательством Республики Казахстан должно иметь печать».

Согласно статье 38 Закона РК «О некоммерческих организациях»: «Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организации, порядок принятия ими решений и выступлений от имени некоммерческой организации устанавливаются законодательством и учредительными документами некоммерческой организации».

Подпункт 2 пункта 1 статьи 39 указанного Закона: «исполнительный орган управления (коллегиальный или единоличный) – осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации, за исключением вопросов, отнесенных учредительными документами некоммерческой организации к исключительной компетенции высшего органа управления, подотчетен этому органу».

То есть:

Полномочия единоличного исполнительного органа (первого руководителя) закреплены уставом организации и законом как *личная компетенция*; руководитель несёт ответственность за управление и не вправе полностью отстраниться от неё, выдав доверенность своему заместителю. Доверенность допустима лишь для отдельных действий представительства, но не для «передачи всех полномочий». Для фактического замещения руководителя необходимо решение высшего органа управления о назначении и государственная регистрация нового (или временно исполняющего обязанности) руководителя.

Таким образом:

1. Изучите устав и убедитесь, что порядок назначения/замещения руководителя определён.

2. Если требуется передать управление, созовите высший орган (общее собрание учредителей, совет и т. д.) и примите решение о назначении и. о. руководителя или новом руководителе.

3. Оформите протокол, приказ о вступлении в должность, зарегистрируйте изменения в органах юстиции и обновите сведения в Госреестре.

4. При необходимости выдайте заместителю *ограниченную* доверенность на конкретные действия (подписание договоров, представительство), не выходя за пределы устава.

Таким образом, полная передача всех функций по простой доверенности вне периода временного отсутствия руководителя не соответствует действующему законодательству.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: