Какие таможенные и налоговые процедуры необходимо провести Казахстанской компании при ввозе товаров в Казахстан, а также при вывозе товаров в Кыргызстан?
Вопрос:
Прошу Вас разъяснить применение положений Налогового Кодекса и правил Таможенного Союза относительно импорта/экспорта товаров, а именно в сложившейся у нас ситуации:
Сокращения:
Y – Российская компания;
X – Казахстанская компания;
Z – Киргизская компания.
Ситуация:
X закупает строительные материалы в Российской Федерации у Y и планирует продавать их Z в Кыргызстан. Поставка планируется осуществляться ж/д транспортом :
- напрямую в Кыргызстан,
- но если это невозможно, тогда с временным пребыванием товара в Казахстане и последующей отправкой в Кыргызстан.
- Какие таможенные и налоговые процедуры необходимо провести Казахстанской компании (с указанием сроков и размера оплаты пошлин, сборов) при ввозе товаров в Казахстан, а также при вывозе товаров в Кыргызстан?
- Какие налоговые обязательства возникнут у Казахстанской компании (с указанием какую налоговую отчетность необходимо представлять, сроки предоставления, ставки и сроки оплаты налогов)?
Ответ Министра финансов РК от 21 декабря 2012 года на вопрос от 12 декабря 2012 года № 178543 (dialog.еgov.kz)
В соответствии с подпунктом 43) пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса, уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Согласно подпункту 5) пункта 1 статьи 20 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежей в бюджет» (Налоговый кодекс) органы налоговой службы обязаны в пределах своей компетенции осуществлять разъяснение и давать комментарии по возникновению, исполнению и прекращению налогового обязательства.
При этом налоговым обязательством признается обязательство налогоплательщика.
В свою очередь, подпунктом 35) пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса установлено, что налогоплательщиком признается лицо, являющееся плательщиком налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Кроме того, исполнение налогового обязательства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.
Таким образом, органы налоговой службы обязаны в пределах своей компетенции осуществлять разъяснение и давать комментарии по возникновению, исполнению и прекращению налогового обязательства.
Правовое регулирование вопросов, связанных с применением таможенной процедурой экспорта, определено главой 37 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» (далее – Кодекс).
Статья 242 Кодекса устанавливает, что все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и Кодексом.
Согласно статье 271 Кодекса таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру и таможенная очистка товаров, совершаются в порядке и на условиях, определенных таможенным законодательством Таможенного союза и Республики Казахстан.
В соответствии со статьей 277 Кодекса таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
Согласно статье 284 Кодекса декларантами могут быть, в том числе лицо государства - члена Таможенного союза заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена; имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки.
В рассматриваемом контексте, декларантом товара, право собственности, на который в пределах территории Таможенного союза перешло от российской компании – Y казахстанской компании – Х, в случае его вывоза в иностранное государство, может выступать только лицо, заключившее сделку с лицом данного государства, на основании которой возникает обязанность по декларированию, связанная с перемещением товара через таможенную границу.
Согласно статье 316 Кодекса экспортом является таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории Таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.
Вместе с тем, согласно пункту 5 статьи 319 Кодекса товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, перевозятся по таможенной территории Таможенного союза без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита, если иное не предусмотрено Кодексом и (или) решением Комиссии Таможенного союза.
Учитывая вышеизложенное, товар, перемещаемый через таможенную границу Таможенного союза, должен был быть помещен казахстанской компанией
– Х под таможенную процедуру экспорта для киргизской компании – Z в порядке и на условиях, которые предусмотрены Кодексом.
При этом, согласно статье 317 Кодекса одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру экспорта является уплата вывозных таможенных пошлин, если не установлены льготы по уплате вывозных таможенных пошлин.
Ставки таможенных сборов за таможенное декларирование определены постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 января 2011 года №24 в размере 60 евро за основной лист и 25 евро за дополнительный лист декларации на товары.
Ставки вывозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров Республики Казахстан утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 июня 2010 года №520.
Дополнительно сообщаем, что согласно пункту 2 статьи 123 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза и происходящие из государств, образующих с Республикой Казахстан зону свободной торговли, а также товары, вывозимые с таможенной территории Таможенного союза в указанные государства и происходящие из Республики Казахстан, за исключением товаров, в отношении которых применяются изъятия из режима свободной торговли, освобождаются от обложения таможенными пошлинами.
Так, статьей 1 Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Кыргызской Республики о свободной торговле (г.Бишкек, 22 июня 1995 года) определено, что Стороны не применяют таможенные пошлины, имеющие эквивалентные действия на экспорт и/или импорт товаров, происходящих из таможенной территории одной из Сторон и предназначенных для таможенной территории другой Стороны.
Вместе с тем, для принятия решения об уплате вывозной таможенной пошлины или ее освобождения при экспорте указанных в письме товаров, необходимо представить в таможенный орган, в котором будет производиться таможенная очистка подтверждающие документы для вынесения решения относительно классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС.
Министр финансов РК: Султанов Б.Т.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации ответа государственных органов.
-
Ответ:
В соответствии с п.1-1 ст. 152 Гражданского кодекса, письменная форма сделки совершается на бумажном носителе или в электронной форме.
Допускается при совершении сделки использование средств факсимильного копирования подписи, электронной цифровой подписи, если это не противоречит законодательству или требованию одного из участников.
-
Ответ:
Согласно ст. 7 Закона РК "Об электронном документе и электронной цифровой подписи», электронный документ, соответствующий требованиям настоящего Закона и удостоверенный посредством электронной цифровой подписи лица, имеющего полномочия на его подписание, равнозначен подписанному документу на бумажном носителе.
-
Ответ:
Согласно абз.2 ст. 11 Трудового кодекса РК, акты работодателя оформляются в письменной форме или форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи.
-
Ответ:
В судебной практике, электронные документы принимаются в учет наравне с бумажными. Это аргументировано:
-
Ответ:
С 2020 года упразднено использование электронного ключа налогоплательщика и реализован подход к использованию ЭЦП для доступа ко всем сервисам. В связи с этим, в настоящее время электронная цифровая подпись является единой (исключения могут составлять банковские документы с использованием внутренних механизмов защиты).
-
Ответ:
Архивация документов, в том числе и электронных регламентируется Перечнем типовых документов, образующихся в деятельности государственных и негосударственных организаций, с указанием срока хранения, утвержденным Приказом и.о. Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 29 сентября 2017 года № 263 и Правилами приема, хранения, учета и использования документов Национального архивного фонда и других архивных документов ведомственными и частными архивами, утвержденными Приказом Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 25 августа 2023 года № 235
-
Ответ:
Согласно п.6 ст.7 Закона РК “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности”, факт совершения хозяйственной операции может совершаться как на бумажном носителе, так и в электронном виде.
-
Ответ:
В соответствии со ст. 10 Закона РК “Об электронном документе и электронной цифровой подписи”, при стандартных условиях, электронная цифровая подпись (ЭЦП) равнозначна собственноручной подписи подписывающего лица и влечет одинаковые юридические последствия.
-
Ответ:
В целом электронный документооборот предполагает использование ЭЦП, что придает юридическую силу и обязательность документам, обрабатываемых через ЭДО в силу закона РК “Об электронном документе и электронной цифровой подписи”.
-
Ответ:
Да, это возможно. Иностранная ЭЦП будет признаваться в Казахстане, если она выдана иностранным удостоверяющим центром, зарегистрированным в доверенной третьей стороне Республики Казахстан согласно Закону РК “Об электронном документе и электронной цифровой подписи”.