Каким образом должна оформляться должностная инструкция работника и как быть работнику, если он не согласен с какими-либо ее положениями?

Каким образом должна оформляться должностная инструкция работника и как быть работнику, если он не согласен с какими-либо ее положениями?

15.05.2020 09:22
805

Вопрос:

Каким образом должна оформляться должностная инструкция работника и как быть работнику, если он не согласен с какими-либо ее положениями?

Ответ:

Согласно Трудового Кодекса РК (далее по тексту ‒ Кодекс), работодатель имеет право издавать акты в пределах своей компетенции в соответствии с Кодексом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, трудовым и (или) коллективным договорами, соглашениями. Должностная инструкция– это один из локальных нормативных актов, принимаемых работодателем для регламентации трудовых отношений. Должностные инструкции могут разрабатываться как на этапе создания организации и формирования коллектива, так и уже в процессе деятельности организации. 

Законодательством не предусмотрен регламент составления должностной инструкции. Трудовым законодательством Республики Казахстан правила разработки, согласования и утверждения должностных инструкций не установлены, поэтому в данной области нет каких-либо заранее разработанных стандартов. Их самостоятельно устанавливают заинтересованные в этом юридические лица (работодатели), что, с одной стороны, расширяет степень свободы работодателя. С другой ‒ имеются ограничения: ведь, согласно Кодексу, нормы локальных нормативных актов не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями. Поэтому, должностная инструкция составляется в произвольной форме, но при ее составлении следует учитывать требования следующих нормативных документов: Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих и Единого тарифно-квалификационного справочника  работ и профессий рабочих, тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих, где регламентированы основные должностные обязанности и квалификационные требования к конкретным должностям работников. Согласно п. 8 ст. 101 Кодекса, квалификационные требования к работникам и сложность определенных видов работ устанавливаются на основе профессиональных стандартов, а при их отсутствии на основе вышеуказанных актов, то есть они являются основой для разработки инструкций. 

Должностная инструкция разрабатывается и оформляется работодателем, и работодатель не обязан согласовывать ее непосредственно с работником, работающим в той должности, на которую инструкция разрабатывается. С должностной инструкцией следует ознакомить работника при оформлении приема на работу. Желательно это сделать перед заключением трудового договора, чтобы работник имел полное представление о том, что будет входить в его обязанности, а также в случае изменения должностных обязанностей, расширения круга обязанностей (например, при совмещении должностей, переводе на другую работу и т.д.). Факт ознакомления с инструкцией необходимо подтвердить подписью работника. 

Если работник считает, что должностная инструкция не соответствует законодательству и нарушает его права, ухудшает  его положение, то он может обратиться к работодателю письменно в досудебном порядке для решения возникшего трудового спора.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: