Каким образом взимается налог с имущественного дохода от прироста стоимости при реализации имущества субъектами малого предпринимательства?
Вопрос:
Согласно п. 1 ст. 85 Налогового кодекса один из видов совокупного годового дохода налогоплательщика, является доход от реализации. В соответствии с п. 1 ст. 180 Налогового кодекса, к имущественному доходу налогоплательщика, подлежащему налогообложению, относится доход от прироста стоимости при реализации имущества.Согласно, данной статьи закона, доходом от прироста стоимости при реализации имущества является прирост стоимости при реализации следующего имущества: 6) недвижимого имущества, за исключением указанного в подпунктах 1) - 4) настоящего пункта; и т.д.
В данной статье закона доходом от прироста стоимости при реализации имущества, является положительная разница между стоимостью реализации имущества и стоимостью его приобретения, если иное не установлено настоящей статьей. При отсутствии стоимости приобретения приростом стоимости является положительная разница между стоимостью реализации имущества и рыночной стоимостью на момент возникновения права собственности на реализуемое имущество. Рыночная стоимость реализованного имущества, на момент возникновения права собственности должна быть определена налогоплательщиком не позднее срока, установленного для представления декларации по индивидуальному подоходному налогу. Рыночной стоимостью является стоимость, определенная в отчете об оценке, проведенной по договору между оценщиком и налогоплательщиком в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оценочной деятельности.
В случае отсутствия рыночной стоимости реализованного имущества, приростом стоимости является, положительная разница между стоимостью реализации имущества и оценочной стоимостью имущества.
Однако, работниками налогового органа на сегодняшний день налог на доход от прироста стоимости при реализации имущества выведенного из жилого фонда (к примеру: магазин, офис, аптека в объекте кондоминиума) исчисляется в размере 10 % от разницы между стоимостью реализации имущества и проектно сметной стоимостью объекта, указанной в акте о приемке в эксплуатацию объекта. Причем не важно, в каком году был выведен данный объект недвижимости из жилого фонда (из квартиры) в нежилой фонд, так же не учитывается тот факт, в каком году раннее была приобретена данная квартира. И вообще не представляется ни один правовой документ, на основании которого они так исчисляют налог, и почему берётся проектно-сметная стоимость, а не оценочная стоимость объекта.
То есть, если индивидуальный предприниматель продал помещение магазина, офиса, или какого либо недвижимого имущества, раннее приобретенного как квартира и выведенную из жилого фонда в нежилой, и данным субъектом при продажи уплачен налог в размере 10 % от разницы между стоимостью реализации имущества и оценочной стоимостью имущество согласно выше перечисленных норм законодательства, работниками налогового органа расценивается не верными. Самое не понятное в данной ситуации то, что многие субъекты, которым предъявляются претензии о неверности оплаты налога, совершили сделку по отчуждению год, а то и два назад. То есть, объект продан в начале или в конце 2010 года, налог в размере 10 % от разницы между стоимостью реализации имущества и оценочной стоимостью имущества уплачен, декларации все сданы в сроки установленные законодательством, а неверность подсчета и оплаты налога работниками налоговых органов предъявляется через год, а точнее в январе 2012 года.
Прошу дать ответы на вопросы:
- На основании какого нормативно правового документа, какой %, и с какой разницы взимается налога с имущественного дохода от прироста стоимости при реализации имущества субъектами малого предпринимательства?
- В какие сроки налоговыми органами должны быть оповещены налогоплательщики при неверности исчисления налога на доход от прироста стоимости при реализации имущества?
Ответ Министра финансов РК от 15 февраля 2012 года на вопрос от 2 февраля 2012 года № 122616 (dialog.еgov.kz)
Налогообложение индивидуального предпринимателя, осуществляющего расчеты с бюджетом в общеустановленном порядке, определяется в соответствии со статьей 183 Налогового кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 183 Налогового кодекса облагаемый доход индивидуального предпринимателя определяется в порядке, установленном для определения объекта обложения корпоративным подоходным налогом в соответствии со статьями 83 - 133, 136, 137 и 224 Налогового кодекса, а также с учетом корректировок, предусмотренных статьей 156 Налогового кодекса, и налоговыми вычетами, установленными пунктом 1 статьи 166 Налогового кодекса, с учетом положений пунктов 5 и 6 статьи 166 Налогового кодекса, если иное не установлено данной статьей.
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 427 Налогового кодекса объектом налогообложения для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы на основе патента или упрощенной декларации, является доход за налоговый период, состоящий из всех видов доходов, полученных (подлежащих получению) на территории Республики Казахстан и за ее пределами.
В доход включаются доходы, указанные в подпунктах 1), 3) - 9), 11) - 24) пункта 1 статьи 85 Налогового кодекса, определяемые в соответствии с Налоговым кодексом.
Исчисление и уплата корпоративного или индивидуального подоходного налога и представление налоговой отчетности по ним с доходов, указанных в подпунктах 2), 10) пункта 1 статьи 85, подпунктах 1), 4) статьи 177 Налогового кодекса, производятся в общеустановленном порядке.
Так, подпунктами 2), 10) пункта 1 статьи 85 Налогового кодекса установлено, что в совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщика, в том числе доход от прироста стоимости и доход от выбытия фиксированных активов.
При этом доход индивидуального предпринимателя от прироста стоимости определяется в соответствии со статьей 87 Налогового кодекса, а доход от выбытия фиксированных активов в соответствии со статьей 92 Налогового кодекса.
Таким образом, в целях определения дохода от реализации объекта недвижимости (магазина или аптеки) индивидуальным предпринимателем, осуществляющим расчеты с бюджетом в общеустановленном порядке или применяющим специальный налоговый режим, необходимо руководствоваться статьями 87 и 92 Налогового кодекса.
При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 158 Налогового кодекса доходы налогоплательщика, за исключением доходов, указанных в пункте 2 данной статьи, облагаются налогом по ставке 10 процентов.
Относительно выставления уведомлений налоговыми органами сообщаем, что в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 14 Налогового кодекса налогоплательщик обязан своевременно и в полном объеме исполнять налоговое обязательство.
В свою очередь налоговым обязательством признается обязательство налогоплательщика перед государством, возникающее в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, в силу которого налогоплательщик обязан исчислять налоги и другие обязательные платежи в бюджет.
В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Налогового кодекса срок исковой давности по налоговому обязательству и требованию составляет пять лет.
При этом, в соответствии с подпунктом 7) пункта 2 статьи 607 Налогового кодекса в случае выявления органами налоговой службы нарушений по результатам камерального контроля налогоплательщику направляется уведомление не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности.
Министр финансов РК: Султанов Б.Т.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации ответа государственных органов.
-
Ответ:
В соответствии с п.1-1 ст. 152 Гражданского кодекса, письменная форма сделки совершается на бумажном носителе или в электронной форме.
Допускается при совершении сделки использование средств факсимильного копирования подписи, электронной цифровой подписи, если это не противоречит законодательству или требованию одного из участников.
-
Ответ:
Согласно ст. 7 Закона РК "Об электронном документе и электронной цифровой подписи», электронный документ, соответствующий требованиям настоящего Закона и удостоверенный посредством электронной цифровой подписи лица, имеющего полномочия на его подписание, равнозначен подписанному документу на бумажном носителе.
-
Ответ:
Согласно абз.2 ст. 11 Трудового кодекса РК, акты работодателя оформляются в письменной форме или форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи.
-
Ответ:
В судебной практике, электронные документы принимаются в учет наравне с бумажными. Это аргументировано:
-
Ответ:
С 2020 года упразднено использование электронного ключа налогоплательщика и реализован подход к использованию ЭЦП для доступа ко всем сервисам. В связи с этим, в настоящее время электронная цифровая подпись является единой (исключения могут составлять банковские документы с использованием внутренних механизмов защиты).
-
Ответ:
Архивация документов, в том числе и электронных регламентируется Перечнем типовых документов, образующихся в деятельности государственных и негосударственных организаций, с указанием срока хранения, утвержденным Приказом и.о. Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 29 сентября 2017 года № 263 и Правилами приема, хранения, учета и использования документов Национального архивного фонда и других архивных документов ведомственными и частными архивами, утвержденными Приказом Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 25 августа 2023 года № 235
-
Ответ:
Согласно п.6 ст.7 Закона РК “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности”, факт совершения хозяйственной операции может совершаться как на бумажном носителе, так и в электронном виде.
-
Ответ:
В соответствии со ст. 10 Закона РК “Об электронном документе и электронной цифровой подписи”, при стандартных условиях, электронная цифровая подпись (ЭЦП) равнозначна собственноручной подписи подписывающего лица и влечет одинаковые юридические последствия.
-
Ответ:
В целом электронный документооборот предполагает использование ЭЦП, что придает юридическую силу и обязательность документам, обрабатываемых через ЭДО в силу закона РК “Об электронном документе и электронной цифровой подписи”.
-
Ответ:
Да, это возможно. Иностранная ЭЦП будет признаваться в Казахстане, если она выдана иностранным удостоверяющим центром, зарегистрированным в доверенной третьей стороне Республики Казахстан согласно Закону РК “Об электронном документе и электронной цифровой подписи”.