Каков порядок ликвидации юридических лиц?
Вопрос:
Каков порядок ликвидации юридических лиц?
Ответ:
Общий порядок ликвидации юридических лиц предусмотрен Гражданским кодексом, в части исполнения налоговых обязательств предусмотрен Налоговым кодексом от 25 декабря 2017 года осуществляется следующим образом:
1. Принятие общим собранием учредителей решения о ликвидации ТОО с оформлением решения участника или протокола общего собрания участников ТОО. В данном решении необходимо также рассмотреть вопросы о назначении и составе ликвидационной комиссии, определении порядка и сроков ликвидации. (ст. 50 ГК РК).
2. Незамедлительно письменно сообщить об этом органу юстиции по месту регистрации (пункт 1 статьи 50 ГК РК).
3. В течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о ликвидации письменно сообщит об этом налоговому органу по месту своего нахождения (пункт 1 статьи 37 Налогового кодекса Республики Казахстан).
4. Предоставить уполномоченному органу по вопросам занятости информацию о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией работодателя-юридического лица, количестве и категориях работников, которых оно может коснуться, с указанием должностей и профессий, специальностей, квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников и сроках, в течение которых они будут высвобождаться, не менее чем за 2 месяца до начала высвобождения (пункт 2 статьи 147 Трудового кодекса Республики Казахстан).
5. Ликвидационная комиссия публикует информацию о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления претензий его кредиторами в официальных печатных изданиях центрального органа юстиции. Срок заявления претензий не может быть менее 2 месяцев с момента публикации о ликвидации (пункт 3 статьи 50 Гражданского кодекса).
6. После истечения 2-месячного срока для предъявления претензий кредиторами (см. предыдущий пункт) ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне заявленных кредиторами претензий, а также результатах их рассмотрения (пункт 4 статьи 50 Гражданского кодекса). Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собственником имущества юридического лица.
7. Далее составляется налоговая отчетность. Ликвидационная налоговая отчетность составляется по видам налогов, других обязательных платежей в бюджет, обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям, по которым ликвидируемое юридическое лицо является плательщиком и (или) налоговым агентом, за период с начала налогового периода, в котором представлено заявление о проведении документальной налоговой проверки, до даты представления такого заявления. В случае, если срок представления очередной налоговой отчетности наступает после представления ликвидационной налоговой отчетности, представление такой очередной налоговой отчетности производится до даты представления ликвидационной налоговой отчетности (пункт 3 статьи 37 Налогового кодекса).
8. в течение 3 рабочих дней со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидируемое юридическое лицо представляет в налоговый орган по месту своего нахождения одновременно:
- налоговое заявление о проведении документальной проверки;
- ликвидационную налоговую отчетность;
- свидетельство о постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость (при его наличии) или пояснение на бумажном носителе при его утере или порче;
- налоговое заявление для снятия с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость (при его наличии).
Документальная проверка должна быть начата налоговым органом не позднее 20 рабочих дней после получения заявления ликвидируемого юридического лица (пункт 2 и пункт 5 статьи 37 Налогового кодекса).
9. Не позднее 10 календарных дней со дня представления в налоговый орган ликвидационной налоговой отчетности ТОО уплачивает налоги, другие обязательные платежи в бюджет, социальные отчисления, перечисляет обязательные пенсионные взносы, обязательные профессиональные пенсионные взносы, отраженные в ликвидационной налоговой отчетности (пункт 4 статьи 37, пункт 4 статьи 37-1, пункт 4 статьи 37-2 Налогового кодекса).
10. Начиная со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия производит выплату денег кредиторам ликвидируемого юридического лица в порядке очередности, установленной статьей 51 Гражданского кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом. Если денег для удовлетворения требований кредиторов недостаточно, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (пункты 5, 6 статьи 50 Гражданского кодекса).
11. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его собственнику или учредителям (участникам) в соответствии с пунктом 5 статьи 51 ГК РК либо направляется на цели, указанные в учредительных документах (пункт 8 статьи 50 ГК РК).
12. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица (пункт 7 статьи 50 Гражданского кодекса).
Ликвидационный баланс должен быть утвержден не позднее 3 рабочих дней со дня завершения документальной проверки (пункт 12 статьи 37 Налогового кодекса).
13. Не позднее 3 рабочих дней со дня завершения документальной проверки закрывается счет в банке (пункт 12 статьи 37 Налогового кодекса).
14. После завершения документальной проверки и погашения налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям в полном объеме ликвидируемое юридическое лицо в соответствии с пунктом 12 статьи 37 Налогового кодекса одновременно представляет в налоговый орган по месту нахождения:
- ликвидационный баланс;
- справку банка и (или) организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, о закрытии имеющихся банковских счетов.
Указанные документы представляются в течение 3 рабочих дней со дня завершения документальной проверки в случае одновременного соблюдения следующих условий:
- отсутствие налоговой задолженности и задолженности по другим обязательным платежам и взносам;
- отсутствие излишне уплаченных сумм налогов, платы и пеней;
- отсутствие ошибочно уплаченных сумм налогов, других обязательных платежей в бюджет, пеней и штрафов;
- отсутствие превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, подлежащего возврату;
- отсутствие неисполненного налогового заявления на проведение зачета и (или) возврата излишне (ошибочно) уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и пеней, взимаемых таможенными органами.
Если указанные условия не соблюдены, то ликвидируемое юридическое лицо представляет ликвидационный баланс и справку о закрытии счетов, в течение 3 рабочих дней с даты, которая наступит последней:
- с даты погашения налоговой задолженности, задолженности по обязательным взносам и отчислениям;
- с даты возврата излишне уплаченных сумм налогов, плат, пеней;
- с даты возврата ошибочно уплаченных сумм налогов, других обязательных платежей в бюджет, пеней и штрафов;
- с даты возврата превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, подлежащего возврату;
- с даты возврата излишне (ошибочно) уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и пеней, взимаемых таможенными органами.
15. Получить справку об отсутствии задолженности по таможенным пошлинам, налогам и таможенным сборам (подпункт 1) пункта 2 статьи 142 Кодекса о таможенном деле Республики Казахстан). справка выдается территориальным подразделением таможенного органа не позднее 5 рабочих дней с момента регистрации заявления на получение справки. Срок действия справки - 30 календарных дней с момента выдачи. Выдаче справки предшествует получение акта сверки расчетов по таможенным пошлинам, налогам, таможенным сборам и пеням. Данная услуга оказывается территориальными таможенными органами в течение 10 рабочих дней с момента подачи соответствующего заявления (пункт 4 Стандарта государственной услуги "Выдача акта сверки расчетов по таможенным пошлинам, налогам, таможенным сборам и пеням").
16. Следующим этапом будет уничтожение печатей, которое производится в фирмах, которые занимаются их изготовлением. После уничтожения будет выдан соответствующий акт.
Будьте осторожны! Не уничтожьте печать раньше времени. Проверьте правильность всех составленных и заверенных ею документов. В случае обнаружения недостатков в них органом юстиции для исправления ошибок, возможно, придется изготавливать печать снова (чтобы потом опять уничтожить).
17. На завершающей стадии юридическое лицо представляет в орган юстиции (через Центр обслуживания населения) следующие документы:
- заявление по установленной форме;
- решение о ликвидации юридического лица собственника имущества юридического лица или уполномоченного собственником органа либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, скрепленное печатью (при ее наличии);
- документ, подтверждающий публикацию в официальных печатных изданиях Министерства юстиции информации о ликвидации юридического лица, порядке и сроках заявления претензий кредиторами;
- справка об отсутствии задолженности по таможенным пошлинам, налогам и таможенным сборам;
- документ об уничтожении печати юридического лица (при ее наличии);
- квитанция или иной документ, подтверждающие уплату в бюджет регистрационного сбора за государственную регистрацию прекращения деятельности юридического лица, за исключением юридических лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства;
- учредительные документы (пункт 64 Инструкции по государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств).
Документы представляются в регистрирующий орган не ранее чем по истечении двух месяцев со дня опубликования информации о ликвидации юридического лица в оригиналах, и при необходимости нужно оставить у себя их копии. Регистрирующий орган, получив решение о ликвидации юридического лица, проверяет соблюдения порядка ликвидации, установленного законодательными актами РК, вносит сведения о ликвидации юридического лица в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров. Если в процессе проверки не выявлены нарушения порядка ликвидации, регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней, следующих за днем подачи заявления о государственной регистрации ликвидации юридического лица с приложением необходимых документов, регистрирует прекращение деятельности юридического лица. Юридическое лицо считается прекратившим свою деятельность после внесения об этом сведений в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров.
Результатом оказания государственной услуги по регистрации прекращения деятельности юридического лица является выдача приказа о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица на бумажном носителе (пункт 6 Стандарта государственной услуги "Государственная регистрация прекращения деятельности юридического лица, снятие с учетной регистрации филиала и представительства") Данный приказ выдается в ЦОНе.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Автор:Гришина24.08.2026 05:22142Раздел: Все ответы
Ответ:
Размещение на счетах-извещениях ЭСО информации о задолженности потребителя перед иной организацией, например за вывоз коммунальных отходов, возможно только при наличии соответствующего правового основания для обработки и использования персональных данных.
-
Автор:Аугамбаева Гульбану20.08.2026 04:04224Раздел: Все ответы
Ответ:
Автомобиль используется ТОО для собственных служебных нужд и на нем не оказываются третьим лицам самостоятельные возмездные услуги такси, трансфера, перевозки пассажиров либо иные транспортные услуги.
-
Автор:Аугамбаева Гульбану12.08.2026 03:43151
Ответ:
В соответствии со ст. 40 Закона РК «О миграции населения» иностранцам запрещается создавать юридические лица, а также участвовать в уставном капитале коммерческих организаций путем вхождения в состав участников, если они не получили визу на въезд либо разрешение на временное проживание в качестве бизнес-иммигранта.
-
Автор:Аугамбаева Гульбану10.08.2026 03:32143Раздел: Все ответы
Ответ:
В соответствии с пунктом 11 Правил по аккредитации юридических лиц, осуществляющих управление проектами в сфере архитектуры, градостроительства и строительства, утвержденных приказом Министра промышленности и строительства Республики Казахстан от 19 мая 2026 года № 245, Реестр аккредитованных юридических лиц содержит сведения о наличии в штате специалистов.
-
Автор:Жунусова Жадыра10.08.2026 03:14156Раздел: Все ответы
Ответ:
Действующее законодательство Республики Казахстан не запрещает медицинским организациям устанавливать предоплату за платные медицинские услуги, в том числе при записи на прием. Основанием является п.1, 2 статьи 202 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения», медицинская помощь, предоставляемая на платной основе (платные медицинские услуги), оказывается субъектами здравоохранения в соответствии со стандартами на договорной основе.
-
Автор:Гришина03.08.2026 04:29182Раздел: Документы кадровой службы Все ответы
Ответ:
В соответствии со статьей 7 Конституции Республики Казахстан государственным языком является казахский язык, при этом русский язык официально употребляется наравне с казахским только в государственных организациях и органах местного самоуправления.
-
Автор:Гришина15.07.2026 04:31136Раздел: Все ответы
Ответ:
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 127 Гражданского кодекса Республики Казахстан, официальным наименованием национальной валюты (денежной единицы) Республики Казахстан является «теңге». Аналогичное наименование закреплено в Конституции Республики Казахстан и ряде иных законодательных актов.
-
Автор:Сандин Инкара15.07.2026 03:40151Раздел: Все ответы
Ответ:
В соответствии с пунктом 46 статьи 1 Закона РК «О безопасности пищевой продукции», маркировка — текст, товарные знаки, условное обозначение и рисунки, несущие информацию для потребителя и нанесенные на пищевую продукцию, документы, памятки (листы-вкладыши), этикетки, контрэтикетки, кольеретки, ярлыки, наклейки (стикеры), потребительскую тару (упаковку).
-
Автор:Аугамбаева Гульбану08.07.2026 03:45139Раздел: Все ответы
Ответ:
С учетом действующего законодательства Республики Казахстан считаем, что регистрация программного обеспечения непосредственно на имя юридического лица возможна, однако необходимо разграничивать авторство и исключительные имущественные права.
-
Автор:Жунусова Жадыра22.06.2026 02:55142Раздел: Все ответы
Ответ:
В Казахстане действуют три процедуры физических лиц:
- Внесудебное банкротство.
- Судебное банкротство.
- Восстановление платежеспособности