Обязан ли работодатель иметь в штате Специалиста Отдела кадров? Есть ли такое обязательное условие по трудовому законодательству?

Обязан ли работодатель иметь в штате Специалиста Отдела кадров? Есть ли такое обязательное условие по трудовому законодательству?

02.12.2022 10:58
336

Вопрос:

Обязан ли работодатель иметь в штате Специалиста Отдела кадров? Есть ли такое обязательное условие по трудовому законодательству?

Ответ:

Зависит от того, является ли организация частной или государственной.

В первую очередь, обращаю Ваше внимание на то, что такой документ, как штатное расписание не предусмотрен Трудовым кодексом РК.  Его упоминание встручается в законодательстве, регулирующем труд государственных служащих (например, в Законе РК «О государственном имуществе» или в приказах отдельных министров «Об утверждении типовых штатов»).

Поэтому, его наличие в частных организациях не является обязательным требованием, но дает ряд преимуществ в процессе кадрового делопроизводства и взаимодействия с уполномоченными органами, страховыми компаниями и т.п.

Таким образом, в Казахстане никак не регулируются вопросы наличия штатного расписания, его содержания и правил составления в частных организациях, что дает основания составлять его и вносить в него должности по усмотрению работодателя.

Обязанности иметь должность Специалиста отдела кадров в частных организациях также нет.

Отдельными подпунктами ст. 23 Трудового кодекса РК предусматриваются обязанности работодателя: осуществлять сбор, обработку и защиту персональных данных работника в соответствии с законодательством Республики Казахстан о персональных данных и их защите, вносить информацию о заключении и прекращении с работником трудового договора, вносимых в него изменениях и (или) дополнениях, содержащих сведения, предусмотренные подпунктами 1), 2), 3), 4), 5) и 13) пункта 1 статьи 28 настоящего Кодекса, в единую систему учета трудовых договоров в порядке, определенном уполномоченным государственным органом по труду, вести учет рабочего времени, в том числе сверхурочных работ, во вредных и (или) опасных условиях труда, на тяжелых работах, выполняемых каждым работником, обеспечить сохранность и сдачу в государственный архив документов, подтверждающих трудовую деятельность работников, и сведений об удержании и отчислении денег на их пенсионное обеспечение и обязательное социальное страхование и т.д.

То есть работодатель имеет своей обязанностью документальное надлежащее сопровождение кадровых процессов. В то же время, делегирование кадровой работы лицам, не имеющим специального образования и квалификации, может привести к ошибкам в кадровом документообороте и последующей административной ответственности и притязаниям со стороны уполномоченных органов. Поэтому, наличие должности кадрового специалиста является желательным, но не обязательным условием.

Что касается предприятий, относящихся к государственному сектору, то ряд нормативных актов данную должность, предусматривает. Например,  Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования», или Закон РК «О государственной службе». Поэтому, если Ваша организация относится к государственному или квазигосударственному сектору, то стоит дополнительно рассмотреть обязательность наличия должности кадрового специалиста в локальных НПА по конкретной области.

Уважаемый пользователь! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) ответа.

Вам также может быть интересно: