Обязан ли работодатель создавать согласительную комиссию при отсутствии споров между работником и работодателем?

Обязан ли работодатель создавать согласительную комиссию при отсутствии споров между работником и работодателем?

09.04.2019 08:17
1248

Вопрос:

Обязан ли работодатель создавать согласительную комиссию при отсутствии споров между работником и работодателем?

Ответ:

В пункте 2 статьи 159 Трудового Кодекса РК указано, что согласительная комиссия является ПОСТОЯННО действующим органом, создаваемым в организации, ее филиалах и представительствах на паритетных началах из равного числа представителей от работодателя и работников.

Исходя из нормы «постоянно действующий орган» эксперты рекомендуют создавать согласительную комиссию не тогда, когда трудовой спор уже случится, а уже сейчас.

Также, следует обратиться к еще одному документу: Об утверждении Критериев оценки степени риска и проверочных листов за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан - совместный приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 25 декабря 2015 года № 1022 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 801.

В данном приказе имеется форма проверочного листа для государственного инспектору по труду, в который внесены поправки и включен следующий пункт: наличие акта работодателя о создании согласительной комиссии по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Т.е. в случае проверки государственный инспектор будет проверять наличие у работодателя указанных документов, под актами понимается: приказ о создании согласительной комиссии, положение о работе согласительной комиссии.

Также, следует учесть, что в состав согласительной комиссии входят представители работников. Согласно подпункту 44) пункта 1 статьи 1 Трудового Кодекса РК представители работников - органы профессиональных союзов, их объединений, а при их отсутствии выборные представители, избранные и уполномоченные на общем собрании (конференции) работников большинством голосов участников, при присутствии на нем не менее двух третей работников (делегатов конференции). Т.е. представителей работников, которые войдут в состав согласительной комиссии необходимо избирать.

Согласно пункту 8 статьи 159 Трудового Кодекса РК стороны согласительной комиссии обязаны проводить ежегодное обучение членов согласительной комиссии основам трудового законодательства Республики Казахстан, развитию умения вести переговоры и достижению консенсуса в трудовых спорах.

В пункте 5 статьи 159 Трудового Кодекса РК указано, что согласительная комиссия обязана рассмотреть спор в течение пятнадцати рабочих дней со дня регистрации заявления и выдать сторонам спора копии решения в трехдневный срок со дня его принятия.

Если предположить, что в компании нет согласительной комиссии, а работник обращается в нее за разрешением трудового спора, то полагаю, что практически невозможным будет для компании провести процедуру выборов представителей работников, создать согласительную комиссии и обучить ее, рассмотреть спор и все это в течение 15 рабочих дней. Т.к. собрать 2/3 коллектива для выборов в очень крупной компании – довольно сложная задача. В результате, если работник не сможет реализовать свое право на досудебное урегулирование трудового спора в согласительной комиссии он будет обращаться в государственную инспекцию по труда с жалобой и в компании будет проводиться внеплановая проверка и отсутствие согласительной комиссии будет считаться нарушением трудового законодательства.

Для устранения нарушений трудового законодательства также будет предоставлен короткий промежуток времени, за который также компания может не успеть провести все мероприятия и наступит ответственность в соответствии с пунктом 3 статьи 462 Кодекса об Административных правонарушениях, а именно:

Невыполнение или ненадлежащее выполнение законных требований или предписаний, представлений, постановлений, выданных органами государственного контроля и надзора (должностных лиц), должностными лицами государственных органов в пределах их компетенции, за исключением случаев, предусмотренных статьями 162 и 227 настоящего Кодекса, -

влечет штраф на физических лиц в размере пяти, на должностных лиц - в размере пятнадцати, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере ста, на субъектов среднего предпринимательства - в размере двухсот, на субъектов крупного предпринимательства -в размере пятисот месячных расчетных показателей, с приостановлением действия разрешения или без такового либо с приостановлением деятельности или отдельных видов деятельности или без такового.

Также, обращаю Ваше внимание на то, что обращаясь за разрешением трудового спора свое заявление работник пишет не на имя первого руководителя. А в согласительную комиссию. В связи с чем это также готовит о том, что комиссия должна быть в организации еще до возникновения трудового спора. В Нормативном Постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 6 октября 2017 года № 9 О некоторых вопросах применения судами законодательства при разрешении трудовых споров в пункте 3 сказано следующее:

В соответствии с пунктом 4 статьи 159 Трудового кодекса заявление, поступившее в согласительную комиссию, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день подачи.

Исходя из всего вышеизложенного: еще до возникновения трудового спора в организации должна быть согласительная комиссия.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: