По какой процентной ставке брать в зачет сумму НДС при приобретении товаров в РФ?
Вопрос:
Наша компания (плательщики НДС) планирует приобрести для дальнейшей реализации инструменты в РФ. Мы консультировались с Палатой предпринимателей (далее НПП) и с Департаментом Гос.Доходов (далее ДГД) ответы получили разные.
1. Консультанты НПП говорят, что по приобретению никаких дополнительных платежей не будет (в особенности дополнительно НДС), так как Мы плательщики НДС и приобретаем у плательщиков НДС в РФ и в связи с тем что мы покупаем в РФ у плательщика НДС (18%) то мы берем в зачет 12%.
2. Сотрудники ДГД говорят что разницы нет у кого мы приобретаем в РФ (плательщик или не плательщик НДС) по прибытию товара в Казахстан то мы обязаны оплатить НДС в размере 12% от суммы приобретения. Не могли бы Вы разъяснить данную ситуацию.
Ответ Председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов РК от 15 мая 2017 года на вопрос от 3 мая 2017 № 463169/1 (dialog.еgov.kz)
Согласно подпункту 5) пункта 1 статьи 25 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор), в рамках таможенного союза государств-членов осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных Договором. Согласно пункту 1 статьи 71 Договора товары, ввозимые с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, облагаются косвенными налогами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Договора взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте. Взимание косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются в порядке согласно приложению № 18 (Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг) к названному Договору (далее - Приложение 18).
Согласно пункту 2 Приложения № 18 импорт товаров - ввоз товаров налогоплательщиками (плательщиками) на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена; экспорт товаров - вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена; товар – реализуемые или предназначенные для реализации любое движимое и недвижимое имущество, транспортные средства, все виды энергии.
В соответствии с пунктом 13 Приложения № 18 взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена (за исключением случая, установленного пунктом 27 названного Протокола, и (или) помещения импортируемых товаров под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада), осуществляется налоговым органом государства-члена, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 13.1 - 13.5 названного Протокола.
Таким образом, согласно статье 276-2 Налогового кодекса РК лица, импортирующие товары на территорию РК с территории государств – членов ЕАЭС, являются плательщиками НДС в ЕАЭС, соответственно, исчисляют и уплачивают НДС на импорт по импортированным товарам в размере 12% согласно Налоговому кодексу РК (за исключением освобожденных от НДС в соответствии с пунктом 2 статьи 276-15 названного Кодекса).
Председатель Комитета государственных доходов Министерства финансов РК: Тенгебаев А.М.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации ответа государственных органов.
-
Автор:Евгений06.10.2026 12:01145
Вопрос:
ЭЦП директора и ЭЦП сотрудника: в чем разница? -
Автор:Евгений06.10.2026 11:50180
Вопрос:
Как бухгалтеру получить ЭЦП без личного присутствия директора? -
Автор:Евгений06.10.2026 11:40254
Вопрос:
Можно ли директору передать ЭЦП сотруднику? -
Автор:Евгений06.10.2026 11:23209
Вопрос:
Можно ли передавать ЭЦП бухгалтеру в Казахстане в 2026 году?
-
Автор:Гришина30.06.2026 02:44123
Ответ:
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 7 января 2003 года № 370-II «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», Трудовым кодексом Республики Казахстан, а также Правилами регистрации, удостоверения и подтверждения личности при выпуске регистрационных свидетельств Национального удостоверяющего центра Республики Казахстан (НУЦ РК),
-
Автор:Гришина24.06.2026 03:08119
Ответ:
Поскольку после изменений в ст. 10 Закона РК «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» формулировка о невозможности оформления ЭЦП на аутсорсингового бухгалтера уже не является однозначно верной. Передача ЭЦП бухгалтеру, в том числе бухгалтеру на аутсорсинге, не допускается законодательством Республики Казахстан.
-
Автор:Гришина17.04.2026 03:39398
Ответ:
Вы не обязаны распечатывать документы только потому, что они кадровые так как законодательство РК допускает электронный документооборот и юридическую силу документов, подписанных ЭЦП. Но это не отменяет требований трудового и архивного законодательства к хранению таких документов.
-
Автор:Ана Качибаиа19.12.2025 02:59731
Ответ:
Для отзыва ЭЦП, выданного на сотрудника компании, необходимо:
1) От ЭЦП ключей компании (то есть, от Директора) зайти на сайт Национального удостоверяющего центра РК по ссылке https://pki.gov.kz/ru/
-
Автор:Слабко Александра15.12.2025 03:39553
Ответ:
Для перехода на электронный документооборот (ЭДО) в организации требуется подготовить и оформить ряд документов, которые обеспечат законность, порядок и безопасность работы с электронными документами.
-
Автор:Исхакова Ариндия20.05.2025 05:03731
Ответ:
Согласно ст.7 Закона РК «Об электронном документообороте и электронной цифровой подписи», электронный документ, соответствующий требованиям настоящего Закона и удостоверенный посредством электронной цифровой подписи лица, имеющего полномочия на его подписание, равнозначен подписанному документу на бумажном носителе.