Работница с 23.04.2018 открыла больничный по беременности и родам. Перед больничным был оформлен трудовой отпуск. С сентября 2018 по январь 2020 года был оформлен отпуск без содержания по уходу за ребенком до трех лет. С февраля 2020 года работница вышла на работу и сейчас хочет оформить ежегодный трудовой отпуск. При расчете отпускных дней следует ли брать в расчет количество календарных дней, которые она находилась на больничном по беременности и родам в 2018 году?
Вопрос:
Работница с 23.04.2018 открыла больничный по беременности и родам. Перед больничным был оформлен трудовой отпуск. С сентября 2018 по январь 2020 года был оформлен отпуск без содержания по уходу за ребенком до трех лет. С февраля 2020 года работница вышла на работу и сейчас хочет оформить ежегодный трудовой отпуск. При расчете отпускных дней следует ли брать в расчет количество календарных дней, которые она находилась на больничном по беременности и родам в 2018 году?
Ответ:
Статья 87. (Виды отпусков) Кодекса, гласит:
1. Работникам предоставляются следующие виды отпусков:
1) оплачиваемые ежегодные трудовые отпуска;
2) социальные отпуска.
2. Оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск предназначен для отдыха работника, восстановления работоспособности, укрепления здоровья и иных личных потребностей работника и предоставляется на определенное количество календарных дней с сохранением места работы (должности) и средней заработной платы.
3. Работникам предоставляются следующие виды оплачиваемых ежегодных трудовых отпусков:
1) основной оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск;
2) дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск.
4. Под социальным отпуском понимается освобождение работника от работы на определенный период в целях создания благоприятных условий для материнства, ухода за детьми, получения образования без отрыва от производства и для иных социальных целей.
5. Работникам предоставляются следующие виды социальных отпусков:
1) отпуск без сохранения заработной платы;
2) учебный отпуск;
3) отпуск в связи с беременностью и рождением ребенка (детей), усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей);
4) отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Период нахождения в социальном отпуске засчитывается в трудовой стаж, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.
6. Предоставление отпуска оформляется актом работодателя.
Статья 88. (Продолжительность основного оплачиваемого ежегодного трудового отпуска) Кодекса, гласит:
Основной оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск работникам предоставляется продолжительностью двадцать четыре календарных дня, если большее количество дней не предусмотрено настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, трудовым, коллективным договорами и актами работодателя.
Таким образом, на основании вышеизложенного и руководствуясь законодательством Республики Казахстан, если законом и внутренними актами Работодателя не предусмотрено иное, то ежегодный трудовой оплачиваемый отпуск составляет 24 календарных дня за отработанный календарный год;
Статья 100. (Отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет) Кодекса, предусматривает:
1. Работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы работнику по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет:
1) по выбору родителей - матери либо отцу ребенка;
2) родителю, одному воспитывающему ребенка;
3) другому родственнику, фактически воспитывающему ребенка, оставшегося без попечения родителей, либо опекуну;
4) работнику, усыновившему (удочерившему) новорожденного ребенка (детей).
2. Отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет предоставляется на основании письменного заявления работника с указанием его продолжительности и предоставлением свидетельства о рождении или другого документа, подтверждающего факт рождения ребенка.
Работник может использовать отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет полностью или по частям.
3. На время отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет за работником сохраняется место работы (должность).
4. В случае выхода на работу до истечения отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет работник обязан уведомить работодателя о своем намерении за месяц до начала работы.
Из этого следует, что за то время, в котором сотрудница находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, отпуск не начисляется.
В данном случае:
Как пишется в вопросе, по апрель 2018 г. ежегодный трудовой оплачиваемый отпуск работница отгуляла, однако, вышла на больничный только 23 апреля 2018 г., следовательно, был отработан неполный месяц, получается образовался 1 (один) день отпуска (вывод из текста вопроса).
При расчете отпускных дней в расчет не берется количество календарных дней, которые работница находилась на больничном по беременности и родам, т.е. при расчете отпуска за период 2020 г., берется в расчет только фактически отработанные дни, также, в том случае, если не оплатили 1 (один) день отпуска из выше приведенного расчета, то про него тоже не надо забывать.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Автор:Гришина03.09.2026 04:22104
Ответ:
Согласно статье 87 Трудового кодекса Республики Казахстан (далее – ТК РК) ежегодный оплачиваемый трудовой отпуск предоставляется работнику для отдыха, восстановления трудоспособности и иных личных потребностей.
-
Автор:Гришина14.08.2026 03:1194
Ответ:
Если в графике отпусков указано только количество дней, например «10 календарных дней», без конкретного периода или даты начала, то такой график не определяет, когда именно работник должен уйти в отпуск. Сам работник при этом также не может в одностороннем порядке установить дату начала отпуска, просто ссылаясь на наличие 10 дней в графике.
-
Как можно продлить отпускные дни, так как во время отпуска открыт лист временной нетрудоспособности?Автор:Гришина15.07.2026 03:3278
Ответ:
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 94 Трудового кодекса Республики Казахстан оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск полностью или в части переносится в случае временной нетрудоспособности работника.
-
Автор:Гришина29.06.2026 03:3993
Ответ:
Если работодатель не выполняет обязанности по предоставлению ежегодного оплачиваемого трудового отпуска, работник вправе воспользоваться порядком расторжения трудового договора, предусмотренным пунктом 3 статьи 56 Трудового кодекса Республики Казахстан.
-
Автор:Гришина19.06.2026 02:3171
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 92 Трудового кодекса Республики Казахстан (далее – ТК РК) оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск предоставляется работнику по соглашению сторон в любое время рабочего года.
-
Автор:Гришина26.05.2026 02:36423
Ответ:
В действующем законодательстве нет установленного срока, за который работник обязан предупредить работодателя о желании уйти в ежегодный оплачиваемый отпуск.
-
Автор:Гришина13.05.2026 04:03445
Ответ:
Согласно пункту 1 статьи 94 Трудового кодекса РК (далее – ТК РК) оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск переносится полностью или в его части в случаях временной нетрудоспособности работника при предъявлении листа о временной нетрудоспособности.
-
Автор:Гришина13.04.2026 03:2792
Ответ:
Утверждение о том, что у работников не должно быть неиспользованных дней отпуска на конец года, не соответствует Трудовому кодексу РК. В законодательстве нет нормы, которая обязывает работодателя «обнулить» отпуск или обеспечить его использование именно в пределах календарного года.
-
Автор:Слабко Александра14.11.2025 03:111039
Ответ:
С учетом ст. 96 Трудового кодекса РК (далее – ТК РК) сотруднику нельзя выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск 2024 года, так как компенсация положена только при увольнении.
-
Автор:Слабко Александра11.11.2025 04:06493
Ответ:
В соответствии со ст. 85 Трудового кодекса Республики Казахстан (далее – ТК РК) за работу в выходные и праздничные дни работнику предоставляется другой день отдыха или производится оплата в повышенном размере по условиям трудового или коллективного договора, но не ниже чем в полуторном размере исходя из дневной или часовой ставки.