В 2020 году были внесены изменения в Правила воинского учета, согласно которых упразднены формы ежемесячные формы отчетности по предоставлению юридическими лицами сведений о принятых и уволенных. Однако, военкомат требует предоставление данных сведений, аргументируя это тем, что не внесены изменения в КоАП, и что работодатель несет ответственность за непредоставление этих данных. На сколько действия военкомата законны, что делать работодателю в данном случае?

В 2020 году были внесены изменения в Правила воинского учета, согласно которых упразднены формы ежемесячные формы отчетности по предоставлению юридическими лицами сведений о принятых и уволенных. Однако, военкомат требует предоставление данных сведений, аргументируя это тем, что не внесены изменения в КоАП, и что работодатель несет ответственность за непредоставление этих данных. На сколько действия военкомата законны, что делать работодателю в данном случае?

07.03.2021 11:03
584

Вопрос:

В 2020 году были внесены изменения в Правила воинского учета, согласно которых упразднены формы ежемесячные формы отчетности по предоставлению юридическими лицами сведений о принятых и уволенных. Однако, военкомат требует предоставление данных сведений, аргументируя это тем, что не внесены изменения в КоАП, и что работодатель несет ответственность за непредоставление этих данных. На сколько действия военкомата законны, что делать работодателю в данном случае?

Ответ:

Да действительно, в соответствии с последними изменениями в Правила воинского учета военнообязанных и призывников, утвержденные приказом Министра обороны РК от 24 января 2017 года № 28 (по состоянию на 21.05.2020 года), в п. 74 Правил указано, что сведения о гражданах 15-16-летнего возраста, гражданах, подлежащих приписки к призывным участкам, а также по месту работы военнообязанных и призывников МОВУ получают путем взаимодействия информационных систем государственных органов.

Т.е., нет необходимости предоставлять сведения о принятых и уволенных лицах призывного возраста в органы военного управления (ранее – военкоматы).

Так как, сейчас существуют электронные базы данных государственных органов, в том числе и государственного органа, который ведет учет лиц призывного возраста, обращающегося за трудоустройством (органы социального благосостояния при акиматах).

Но, в тоже время, в соответствии с положениями пунктов 71 и 72 Правил, ведение воинского учета военнообязанных и призывников юридическими лицами осуществляется по личным карточкам (Глава 6. Ведение воинского учета юридическими лицами).

На призывников дополнительно ведется список граждан, подлежащих подготовке к срочной воинской службе по форме согласно приложению 25 к настоящим Правилам.

Для осуществления воинского учета юридическими лицами приказом первого руководителя назначаются лица, ответственные за ведение воинского учета, на которых возлагаются:

1) проверка при приеме на работу (учебу) наличия у военнообязанных военных билетов или временных удостоверений, а у призывников - удостоверений о приписке. В случае необходимости изъятия указанных документов, гражданам выдается расписка;

2) определение состояния на воинском учете граждан, принимаемых на работу (учебу). Военнообязанные и призывники, не состоящие на воинском учете, принимаются на работу (учебу) после постановки их на воинский учет в МОВУ района (города областного значения) по месту жительства;

3) обеспечение полноты и качества воинского учета работающих (обучающихся) граждан;

4) оформление бронирования военнообязанных за государственными органами и организациями;

5) предоставление гражданам возможности своевременной явки по вызовам (повесткам) в МОВУ района (города областного значения)

6) ведение журнала проверок за состоянием воинского учета военнообязанных, призывников и бронирования по форме согласно приложению 26 к настоящим Правилам.

Т.е., даже если и упразднен порядок предоставления этих отчетностей в органы военного управления (военкоматы), то необходимость проведения этой работы осталась, и учет согласно названным мной Правилам необходимо также вести.

Что касается административной ответственности по этому вопросу, то здесь необходимо отметить следующее.

В соответствии с требованиями ст. 642  Кодекса РК «Об административных правонарушениях», непредставление или несвоевременное представление в местный орган военного управления в установленный срок списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет либо приписке к призывным участкам,

- влечет штраф на должностных лиц организаций, учебных заведений, а также должностных лиц организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых домов, и домовладельцев - в размере десяти, на первых руководителей организаций, учебных заведений - в размере пятнадцати, на субъектов малого предпринимательства - в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства - в размере сорока месячных расчетных показателей.

В правовой норме данной статьи Кодекса говориться о нарушениях сроков предоставления сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет либо приписке к призывным участкам, т.е., речь не идет о предоставлении ежемесячных отчетов, а говорится о сведениях (списках) граждан, т.е. имеется в виду, что если орган военного управления затребовал такой список, то Вы обязаны его предоставить.

Но, в данной статье не сказано об ответственности за не предоставление ежемесячных сведений по воинскому учету. А это совершенно разные понятия, предоставление ежемесячных отчетов и списков граждан в установленный срок.

Другими словами это означает то, что если к Вам официально обращается военкомат с требованием предоставить такие списки, Вы эти списки обязаны предоставить.

Далее, если рассматривать положения ст. 646 Кодекса (Несообщение сведений о военнообязанных, призывниках и гражданах),

А именно пункт 3. данной статьи,  который говорит о несообщении руководителем или другим должностным лицом организации в орган, осуществляющий воинский учет, о принятых на работу (учебу) граждан, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете по месту жительства,

- влечет штраф в размере десяти месячных расчетных показателей.

То здесь речь не идет о субъектах предпринимательской деятельности, так как прямой оговорки в данной статье об этом не содержится, в отличие от той же ст.642 Кодекса, где четко говорится об ответственности  субъектов малого предпринимательства, субъектов среднего предпринимательства, субъектов крупного предпринимательства.

И опять таки, в данной статье Кодекса не сказано о предоставлении ежемесячных отчетных данных, а просто указано, что необходимо сообщать о таких гражданах в органы, осуществляющие воинский учет.

Т.е., нет указаний на постоянное и продолжительное предоставление этих сведений (т.е., на отчетность (с периодичностью в месяц, квартал, полугодие или год).

А согласно тем же Правилам воинского учета, обязанность по ведению учета этой категории граждан возложена на, прежде всего - органы военного управления (военкоматы) и на акиматы, причем в только в том случае, если в селах и поселках нет военкомата !). Это положения Глав 4 и 5 Правил (учет призывников и военнообязанных).

Поэтому, если военкомат требует такие сведения – то это должно носить только разовый характер, но не в коем случае – требование о ежемесячных отчетах !

В случае неправомерных требований районного военкомата о предоставлении таких сведений ежемесячно, нужно писать жалобу в областной военкомат, органы военной прокуратура Вашего региона и обращаться в суд, где оспаривать неправомерные требования военкомата.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: