Отсутствие трудовой книжки

Трудовая книжка утеряна. При подаче документов для назначения пенсионных выплат по возрасту, сотрудники государственного органа требуют предоставить исключительно трудовую книжку в качестве подтверждения трудового стажа. Правомерны ли действия сотрудников государственного органа?

22.06.2016 11:45
2704

Действия сотрудников государственного органа по требованию исключительно трудовой книжки для подтверждения трудового стажа неправомерны. Данный вывод основан на анализе пенсионного и трудового законодательств РК.

Так, оказание государственной услуги «Назначение пенсионных выплат по возрасту» осуществляются через:

  • некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан» (юридическое лицо, созданное по решению Правительства РК, для оказания государственных услуг по принципу "одного окна";
  • веб-портал «электронного правительства» www.egov.kz при получении информации о назначении пенсионной выплаты по возрасту.

Согласно  статье 14 Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» трудовой стаж для исчисления пенсионных выплат по возрасту за период до 1 января 1998 года подтверждается трудовой книжкой. При отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней, трудовой стаж устанавливается на основании документов, подтверждающих сведения о работе.

Другими словами, в случае, если трудовой книжки нет, лицо вправе для подтверждения трудового стажа предоставить иные, установленные законодательством документы. В частности Трудовой кодекс РК в статье 35 приводит список таких документов:

  • трудовой договор с отметкой работодателя о дате и основании его прекращения. В соответствии с пунктом 1 статьи 33 ТК РК Трудовой договор заключается в письменной форме не менее чем в двух экземплярах и подписывается сторонами. По одному экземпляру трудового договора хранится у работника и работодателя.  При прекращении трудового договора на экземпляре работника работодателем ставится отметка о дате и основании его прекращения в соответствии с ТК РК и указанием акта работодателя, кроме случаев прекращения трудового договора в случае смерти (объявления судом умершим или признания безвестно отсутствующим) работодателя - физического лица и прекращения трудового договора с домашними работниками, так как в этом случае не оформляются акты работодателя (пункт 1 статьи 61 ТК РК);
  • выписки из актов работодателя, подтверждающих возникновение и прекращение трудовых отношений на основе заключения и прекращения трудового договора. Такими актами являются приказ или распоряжение о приеме и прекращении трудового договора (статьи 34 и 61 ТК РК);
  • выписки из ведомости выдачи заработной платы работникам. Такими документами являются форма Т-1 «Расчетная ведомость и форма Т-2 «Платежная ведомость». Указанные формы первичных документов по учету труда и заработной платы утверждены Приказом министра финансов РК от 20.12.2012г. за № 562 «Об утверждении форм первичных документов»;
  • послужной список (перечень сведений о работе, трудовой деятельности работника), подписанный работодателем, заверенный печатью организации, при её наличии.  Например, форма послужного списка кандидата в кадровый резерв корпуса "А" утверждена Приказом Председателя Агентства РК по делам государственной службы от 18.12.2013 года № 06-7/184 «Об утверждении формы послужного списка кандидата в кадровый резерв корпуса "А"»;
  • выписки из единого накопительного пенсионного фонда о перечисленных обязательных пенсионных взносах;
  • сведения из Государственного фонда социального страхования о произведенных социальных отчислениях. На работодателе лежит обязанность осуществлять обязательное социальное страхование работников (подпункт 14 пункта 2 статьи 23 ТК РК);
  • архивная справка, содержащая сведения о трудовой деятельности работника. В соответствии с Правилами приема, хранения, учета и использования документов Национального архивного фонда и других архивных документов ведомственными и частными архивами, утвержденных Приказом Министра культуры и спорта РК от 22.12.2014 года № 146 (далее - Правила). Ахивная справка – документ, составленный на бланке письма организации, имеющий юридическую силу и содержащий документную информацию о предмете запроса с указанием архивных шифров и номеров листов единиц хранения тех архивных документов, на основании которых она составлена (пункт 319 указанных Правил). Требования к содержанию и оформлению архивной справки указаны в пунктах 327-333 Правил.

Таким образом, Трудовой кодекс РК предусмотрел исчерпывающий и обширный перечень документов, подтверждающих трудовую деятельность работников.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: