В статье 115 ТК РК указано, что удержания подотчетных сумм у работника производится на основании Приказа (акта работодателя)? Работодатель не пишет такие приказы, просто удерживает, какие риски несет компания?
Вопрос:
В статье 115 ТК РК указано, что удержания подотчетных сумм у работника производится на основании Приказа (акта работодателя)? Работодатель не пишет такие приказы, просто удерживает, какие риски несет компания?
Ответ:
Статья 115. Удержания из заработной платы
1. Удержания из заработной платы работника производятся по решению суда, а также в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан и настоящей статьей Кодекса.
2. Удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности перед организацией, в которой он работает, могут производиться на основании акта работодателя с уведомлением работника:
1) для погашения неизрасходованных и своевременно не возвращенных денежных сумм, выданных в связи с командировкой, а также в случае непредоставления подтверждающих расходы документов, связанных с командировкой;
2) в случаях, предусматривающих возмещение работодателю затрат, связанных с обучением работника, при наличии договора обучения, пропорционально недоработанному сроку отработки при досрочном расторжении трудового договора;
3) для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;
4) в случаях перенесения или отзыва работника из ежегодного оплачиваемого трудового отпуска, за исключением пункта 3 статьи 95 настоящего Кодекса;
5) в иных случаях при наличии письменного согласия работника.
В соответствии с подпунктом 41 пункта 1 статьи Трудового кодекса Республики Казахстан (Далее- ТК РК) актами работодателя являются приказы, распоряжения, инструкции, правила, положения, графики сменности, графики вахт, графики отпусков, издаваемые работодателем. Сфера действия актов – конкретная организация.
Авансовый отчет (форма Т-3) - документ, предназначенный для отчета по суммам денежных расходов, произведенных работником на средства, выданные ему в подотчет. В отчете лицо, получившее аванс, указывает величину полученных под отчет сумм, фактически произведенные расходы, остаток подотчетной суммы, или ее перерасход. К авансовому отчету прилагают документы, подтверждающие произведенные расходы.
По сложившемуся порядку, который должен быть закреплен приказом или распоряжением руководителя организации, или раскрыт в учетной политике, срок составления авансового отчета и возврата неиспользованных подотчетных сумм устанавливается, как правило, в 3 дня после выполнения поручения или возврата из командировки работника организации.
Таким образом, на предприятии должен быть установленный порядок предоставления авансовых отчетов-это может быть закреплено в учетной политике предприятия, разработанной инструкции или положения. Все перечисленные документы утверждаются приказом руководителя предприятия. При заключении ИТД и договора о материальной ответственности сотрудника в обязательном порядке ознакамливают со всеми инструкциями предприятия, которые используют для внутреннего ознакомления. Именно об этих актах работодателя в данной статье идет речь.
Что касается рисков, так как акты работодателя закреплены законодательно и используются внутри предприятия для учета подотчетных сумм, вам следует их разработать и ознакомить всех сотрудников с данными документами.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Автор:Гришина08.09.2026 03:26404
Ответ:
Обязанность работодателя размещать сведения о наличии вакансий на Электронной бирже труда не является новым требованием, введенным в 2026 году. Данная обязанность существовала много лет и в настоящее время предусмотрена статьей 103 Социального кодекса Республики Казахстан.
-
Автор:Гришина08.09.2026 03:12160
Ответ:
В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Республики Казахстан (далее – ТК РК) работодатель обязан за счет своих средств выплачивать работнику социальное пособие по временной нетрудоспособности.
-
Автор:Гришина03.09.2026 04:42143
Ответ:
В данном случае порядок оформления зависит от того, когда работник будет выполнять обязанности библиотекаря.
Если работа библиотекаря на 0,25 ставки будет выполняться в свободное от основной работы время, необходимо оформить два трудовых договора: основной на должность завхоза на 1 ставку и отдельный на должность библиотекаря на условиях внутреннего совместительства (ст. 1, ст. 26 ТК РК).
-
Автор:Гришина03.09.2026 04:31177
Ответ:
1. Компания обязана обеспечить передачу завершенных в делопроизводстве документов на архивное хранение независимо от того, продолжает ли она свою деятельность и не планирует ли ликвидацию.
-
Автор:Гришина03.09.2026 03:22121
Ответ:
Увольняться из Компании А и Компании Б для трудоустройства в Компанию С работнице не требуется. Согласно пп. 56) п. 1 ст. 1 Трудового кодекса РК совместительство - это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
-
Автор:Гришина20.08.2026 05:05115
Ответ:
Да, порядок верный. С работницей, которая в настоящее время замещает работницу, находящуюся в декретном отпуске, оформляется прекращение трудового договора по ее инициативе в установленном трудовым кодексом порядке.
-
Автор:Гришина20.08.2026 04:00121
Ответ:
При приеме на работу лица с инвалидностью III группы в РК специальных ограничений по профессии нет: работник может выполнять работу, если она не противопоказана ему по состоянию здоровья.
-
Автор:Гришина20.08.2026 03:17112
Ответ:
В данном случае работу можно квалифицировать как работу, имеющую разъездной характер, если выезды на объекты заказчика являются постоянной составляющей трудовой функции работника, а не разовыми поручениями работодателя.
-
Автор:Жунусова Жадыра12.08.2026 03:52146
Ответ:
Сотрудник вправе потребовать расчетный листок при увольнении, но здесь есть важный нюанс: по Трудовому кодексу РК расчетный листок не обязательно должен выдаваться именно на бумаге и именно в день увольнения
-
Автор:Гришина11.08.2026 03:16148
Ответ:
В вашей ситуации сначала нужно разобраться с неподтвержденным больничным за июль. Работник принят 18.05.2026. Испытательный срок действительно первоначально истекал бы 18.08.2026.