Гражданка РФ, без вида на жительство, работает по трудовому договору и проживает в РК, в настоящий момент находится в отпуске по уходу за ребенком и продолжает проживать в РК. Во время работы работодатель оплачивал все налоги, отчисления и взносы согласно законодательству РК. Однако ей отказано в выплате социального пособия по уходу за ребенком до одного года. Правомерно ли это?

Гражданка РФ, без вида на жительство, работает по трудовому договору и проживает в РК, в настоящий момент находится в отпуске по уходу за ребенком и продолжает проживать в РК. Во время работы работодатель оплачивал все налоги, отчисления и взносы согласно законодательству РК. Однако ей отказано в выплате социального пособия по уходу за ребенком до одного года. Правомерно ли это?

18.04.2020 10:10
3858

Вопрос:

Гражданка РФ, без вида на жительство, работает по трудовому договору и проживает в РК, в настоящий момент находится в отпуске по уходу за ребенком и продолжает проживать в РК. Во время работы работодатель оплачивал все налоги, отчисления и взносы согласно законодательству РК. Однако ей отказано в выплате социального пособия по уходу за ребенком до одного года. Правомерно ли это?

Ответ:

Социальная выплата на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании» от 25 апреля 2003 года № 405 (далее – Закон), а также «Правилами назначения, исчисления (определения), перерасчета размеров социальных выплат из Государственного фонда социального страхования, а также их осуществления», утвержденными приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан   от 17 апреля 2015 года № 236 (далее – Правила)

Социальные выплаты из Фонда назначаются со дня возникновения права на социальные выплаты из Фонда.

Социальная выплата на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года назначается участнику системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления, осуществляющему уход за ребенком и имеющему право на получение социальной выплаты из Фонда, начиная с 1 января 2008 года.

Право на социальную выплату из Фонда возникает на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года – с даты рождения, указанной в свидетельстве о рождении ребенка.

Участник системы обязательного социального страхования, имеющий право на получение социальной выплаты на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года, обращаются по месту жительства с документом, удостоверяющим личность, и заявлением:

1) в Государственную корпорацию;

2) через портал.

Назначение социальной выплаты осуществляется на основании заявления (в том числе электронного), и документов:

  • удостоверяющих личность (для идентификации);
  • сведения о номере банковского счета, открытого в банках и (или) организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций;
  • свидетельства о рождении ребенка (либо справки, содержащей сведения из записей актов гражданского состояния о рождении).

В случае представления заявителем неполного пакета документов и (или) документов с истекшим сроком действия, либо отсутствия права на назначение социальной выплаты заявителю безотлагательно выдается расписка об отказе в приеме документов по установленной форме.

Размер ежемесячной социальной выплаты на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года определяется путем умножения среднемесячного размера дохода, учтенного в качестве объекта исчисления социальных отчислений, на коэффициент замещения дохода по следующей формуле: СВур = СМД х КЗД, где

СВур – социальная выплата на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года;

СМД – среднемесячный размер дохода участника системы обязательного социального страхования, определяется путем деления суммы доходов, с которых производились социальные отчисления за последние двадцать четыре календарных месяца (независимо от того, были ли в этот период перерывы в социальных отчислениях), предшествующих месяцу, в котором наступило право на социальную выплату, на двадцать четыре по следующей формуле: СМД =   (ЕД1 + ЕД 2 + ЕД 3.......+ ЕД24) / 24;

Ежемесячный доход (ЕД) рассчитывается путем деления суммы поступивших социальных отчислений от плательщика за указанный месяц на ставку социальных отчислений и умножения полученного результата на сто по следующей формуле: ЕД = СО м / S co х 100, где:

СО м – социальные отчисления за месяц;

S co – ставка социальных отчислений;

КЗД – коэффициент замещения дохода. Коэффициент замещения дохода составляет 0,4.

При этом максимальный размер социальной выплаты на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года не должен превышать сорок процентов от семикратного размера минимальной заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете, а минимальный размер социальной выплаты – не менее размера ежемесячного государственного пособия по уходу за ребенком по достижении им возраста одного года.

В случае если за последние 24 месяца до даты возникновения социального риска на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года за участника системы обязательного социального страхования не были произведены социальные отчисления, то ему назначается ежемесячное государственное пособие по уходу за ребенком по достижении им возраста одного года в соответствии с Законом Республики Казахстан от 28 июня 2005 года «О государственных пособиях семьям, имеющим детей».

Согласно ст. 26 Закона из социальной выплаты удерживаются обязательные пенсионные взносы и направляются в Единый накопительный пенсионный фонд.

Днем обращения за назначением социальной выплаты из Фонда считается день регистрации заявления в органе или организации.

Срок назначения социальной выплаты не превышает восьми рабочих дней со дня регистрации заявления со всеми необходимыми документами в Государственной корпорации.

Филиал Фонда проверяет достоверность документов (сведений) для назначения социальной выплаты. В этих целях филиал Фонда направляет запросы в государственные органы и соответствующие организации, плательщику социальных отчислений. При этом о произошедшей задержке в принятии решения о назначении социальной выплаты и сроках продления принятия решения, но не более чем на один месяц, заявитель извещается в письменной форме.

Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (далее – Соглашение) вступило в законную силу в 27 июня 2011 года.

Доходы трудящегося-мигранта, полученные им в результате трудовой деятельности на территории государства трудоустройства, подлежат налогообложению в соответствии с налоговым законодательством и международными договорами государства трудоустройства.

Трудовые отношения трудящегося-мигранта с работодателем регулируются законодательством государства трудоустройства, а также Соглашением и оформляются путем заключения трудового договора.

Для заключения трудового договора трудящийся-мигрант представляет работодателю документы, предусмотренные трудовым законодательством государства трудоустройства, а также документы, подтверждающие законность нахождения трудящегося-мигранта на территории государства трудоустройства.

Социальное обеспечение (социальное страхование) – это обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательное медицинское страхование.

Социальное обеспечение (социальное страхование), кроме пенсионного, трудящихся-мигрантов осуществляется в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Социальное обеспечение на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании». Обязательному социальному страхованию подлежат работники, за исключением работающих пенсионеров, самостоятельно занятые лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан и осуществляющих деятельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан.

В соответствии с требованиями Правил документирования населения Республики Казахстан, граждане Казахстана, независимо от места проживания, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, должны иметь документы, удостоверяющие личность. Документами, удостоверяющими личность, являются: паспорт гражданина Республики Казахстан; удостоверение личности; вид на жительство иностранца в Республике Казахстан; удостоверение лица без гражданства; удостоверение беженца.

Таким образом, для назначения пособий по беременности и родам (декретных) и пособия по уходу за ребенком до одного года обязательно требуется вид на жительство иностранца в Республике Казахстан и постоянная прописка. В Вашем случае – отказ по причине отсутствия вида на жительство и наличия постоянной прописки.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: