Какие отчеты, в какие сроки, и в какие гос. органы нужно подавать эти отчеты, если в штате компании числятся и работают иностранные специалисты?

Какие отчеты, в какие сроки, и в какие гос. органы нужно подавать эти отчеты, если в штате компании числятся и работают иностранные специалисты?

12.10.2019 19:40
2713

Вопрос:

Какие отчеты, в какие сроки, и в какие гос. органы нужно подавать эти отчеты, если в штате компании числятся и работают иностранные специалисты?

Ответ:

Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 26 Трудового кодекса Республики Казахстан не допускается заключение трудового договора с иностранцами и лицами без гражданства, временно пребывающими на территории Республики Казахстан, до получения разрешения местного исполнительного органа на привлечение иностранной рабочей силы либо справки о соответствии квалификации для 

самостоятельного трудоустройства, либо до получения разрешения трудовому иммигранту, выдаваемого органами внутренних дел.

Ранее, согласно п. 67 Правила и условий выдачи разрешений иностранному работнику на трудоустройство и работодателям на привлечение иностранной рабочей силы, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 января 2012 года № 45, работодатели, получившие разрешения на привлечение иностранной рабочей силы или у которых работают иностранные работники, получившие разрешение на трудоустройство, предоставляли ведомственную статистическую отчетность в уполномоченный орган в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Казахстан.

Поэтому компания-работодатель ежемесячно после привлечения иностранной рабочей силы должна была представлять отчет по форме, утвержденной приказом Министра труда и социальной защиты Республики Казахстан от 24 июля 2012 года № 297-п-м и отчитывалась перед государственным органом по привлеченным иностранным работникам.

В силу того, что в настоящий момент вышеуказанные Правила утратили силу Постановлением Правительства  Республики Казахстан от 25 января 2017 года № 15, то и данные положения силы не имеют.

Приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 23 июля 2019 года № 373 утратили силу и положения о сдаче отчетности работодателя по привлеченным иностранным работникам.

До настоящего времени какая-либо иная форма отчета по привлеченным иностранным работникам ни одним из государственных органов не утверждена.  

Вами будет предоставляться Декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу по иностранцам и лицам без гражданства, как налоговым агентом в налоговый орган по месту уплаты налога ежеквартально не позднее 15 числа второго месяца, следующего за кварталом, в который входят отчетные налоговые периоды.

Приложение 200.02 «Исчисление ИПН с доходов иностранцев и лиц без гражданства» к форме 200.00 «Декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу» предназначена для исчисления сумм ИПН с доходов иностранцев и лиц без гражданства. Форма составляется по итогам квартала и представляется вместе с декларацией.

Если сотрудник-нерезидент в целях положений Налогового кодекса является резидентом, то при исчислении ИПН применяются налоговые вычеты. Согласно ст. 217 Налогового кодекса резидентом Республики Казахстан в целях Налогового кодекса признается физическое лицо:

  • постоянно пребывающее в Республики Казахстан;
  • непостоянно пребывающее в Республике Казахстан, но центр жизненных интересов, которого находится в Республике Казахстан.

Физическое лицо признается постоянно пребывающим в Республике Казахстан для текущего налогового периода, если оно находится в Республике Казахстан не менее ста восьмидесяти трех календарных дней (включая дни приезда и отъезда) в любом последовательном двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде.

Центр жизненных интересов физического лица признается находящимся в Республике Казахстан при одновременном выполнении следующих условий:

  • физическое лицо имеет гражданство Республики Казахстан или разрешение на проживание в Республике Казахстан (вид на жительство);
  • супруг (а) и (или) близкие родственники физического лица проживают в Республике Казахстан;
  • наличие в Республике Казахстан недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности или на иных основаниях физическому лицу и (или) супругу(е) и (или) его близким родственникам, доступного в любое время для его проживания и (или) для проживания супруга(и) и (или) его близких родственников.

Согласно п. 3 ст. 655 Налогового кодекса, исчисление индивидуального подоходного налога по доходам, подлежащим налогообложению у источника выплаты, производится налоговым агентом без осуществления налоговых вычетов путем применения ставки, установленной п. 1 ст. 320 Налогового кодекса, к сумме доходов физического лица-нерезидента. В соответствии с п. 1 ст. Налогового кодекса доходы налогоплательщика облагаются налогом по ставке 10%.

Согласно ст. 25 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», в 2019 году обязательные пенсионные взносы, подлежащие уплате в Единый накопительный пенсионный фонд, устанавливаются в размере 10 процентов от ежемесячного дохода, принимаемого для исчисления обязательных пенсионных взносов. При этом ежемесячный доход, принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов, не должен превышать 50-кратный МРЗП, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Размер социальных отчислений за каждого работника составляет 3,5% от объекта исчисления социальных отчислений. Ежемесячный доход принимается для исчисления социальных отчислений в размере, не превышающем семикратного размера МРЗП установленной законом о республиканском бюджете (в 2019 году: 42 500 × 7 = 297 500 тенге). В случае если общая сумма начисленных доходов работнику за календарный месяц менее минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете, объект исчисления социальных отчислений определяется исходя из минимального размера заработной платы.

При исчислении социального налога за сотрудников-нерезидентов применяется ставка – 9,5%. Исчисление и уплата налога производятся ежемесячно. Сумма социального налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между исчисленным социальным налогом и суммой социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования (ГФСС). В случае если сумма социальных отчислений в ГФСС превышает сумму социального налога, уплата социального налога в бюджет не производится. 

По иностранным работникам исчисленный социальный налог уменьшается на социальные отчисления, если работники имеют вид на жительство, а также иностранные работники граждане стран-членов договора о ЕАЭС.

Иностранцы и члены их семей, временно пребывающие на территории Республики Казахстан в соответствии с условиями международного договора, ратифицированного Республикой Казахстан, пользуются правами и несут обязанности в системе обязательного социального медицинского страхования наравне с гражданами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законами и международными договорами.

Размер отчислений на обязательное социальное медицинское страхование за каждого работника составляет 1,5% от объекта исчисления социальных отчислений.

В том случае, если работник является гражданином государства, входящего в состав ЕАЭС, то тогда действуют положения договора о ЕАЭС. Согласно статье 98 пункту 3 договора о ЕАЭС социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.

Трудовой (страховой) стаж трудящихся государств-членов засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж для целей социального обеспечения (социального страхования), кроме пенсионного, в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами.

Таким образом, социальные отчисления и социальное медицинское страхование исчисляются и уплачиваются за иностранных работников граждан стран-членов договора о ЕАЭС, независимо от срока их пребывания в Казахстане.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: