ТОО с 100% иностранным учредителем планирует добровольно ликвидироваться. Какие налоговые последствия возникают для обоих сторон при заключении контракта между иностранной компанией -учредителем ТОО и физ.лицами резидентами РК -членами ликвидационной комиссии?
Вопрос:
ТОО с 100% иностранным учредителем планирует добровольно ликвидироваться. Какие налоговые последствия возникают для обоих сторон при заключении контракта между иностранной компанией -учредителем ТОО и физ.лицами резидентами РК -членами ликвидационной комиссии?
Ответ:
Ликвидация юридического лица, а также реорганизация как способ прекращения функционирования юридического лица регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:
- Законом Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» (далее – Закон о регистрации юридических лиц);
- Гражданским кодексом Республики Казахстан (далее – Гражданский кодекс) (§ 2 «Юридические лица», гл. 2);
- Законом Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (далее – Закон о ТОО) (гл. VI «Реорганизация и ликвидация товарищества с ограниченной ответственностью»);
- Законом Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве» (далее – Закон о реабилитации и банкротстве) (регламентирует ликвидацию через процедуру банкротства);
- Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – Налоговый кодекс).
В настоящий момент существует две процедуры ликвидации юридического лица: добровольная и принудительная (по решению суда или инициативе налоговых органов).
Добровольная ликвидация – это самостоятельное решение собственника имущества юридического лица закрыть предприятие.
Порядок добровольной ликвидации юридического лица определен ст. 50 Гражданского кодекса, ст. 16 Закона о регистрации юридических лиц:
1) юридическим лицом принимается решение о ликвидации. О принятом решении уведомляются регистрирующий орган и налоговый орган по месту регистрации;
2) устанавливаются порядок и сроки ликвидации, назначается ликвидационная комиссия, к которой переходят полномочия по управлению делами юридического лица;
3) в официальных печатных изданиях Министерства юстиции помещается публикация о ликвидации юридического лица, а также порядке и сроке заявления претензий его кредиторами (не менее двух месяцев);
4) решаются структурные вопросы (закрытие структурных подразделений – филиалов, представительств) и кадровые (увольнение, выплата компенсаций сотрудникам в соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан;
5) принимаются меры по выявлению и получению дебиторской задолженности;
6) составляется и утверждается промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого общества, перечень предъявляемых кредиторами требований, а также информацию о результатах их рассмотрения;
7) со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса происходят денежные выплаты кредиторам по заявленным требованиям в порядке очередности;
8) ликвидационная комиссия распределяет между участниками (акционерами) оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество;
9) сдается ликвидационная налоговая отчетность, налоговым органом осуществляется проверка ликвидируемого юридического лица, снимается с учета контрольно-кассовая машина;
10) составляется и утверждается ликвидационный баланс;
11) ликвидационная комиссия закрывает счета в банках, уничтожает печать (при ее наличии);
12) после проверки налоговых обязательств и при отсутствии к ним претензий налоговый орган на основании сведений Национального реестра бизнес-идентификационных номеров (далее – БИН) передает в электронной форме уполномоченному государственному органу, осуществляющему государственную регистрацию прекращения деятельности юридических лиц, сведения об отсутствии налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям;
13) получают справку в таможенных органах об отсутствии задолженности по таможенным платежам;
14) в государственную корпорацию «Правительство для граждан» (ранее – ЦОН) подаются документы для регистрации ликвидации. К документам прилагается квитанция или иной документ, подтверждающие уплату в бюджет регистрационного сбора за государственную регистрацию прекращения деятельности юридического лица (за исключением юридических лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства). Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим свою деятельность после внесения об этом сведений в Национальный реестр БИНов;
15) документы по уставной деятельности и личному составу сдаются в архив.
Предложение о ликвидации предприятия выносит на общее собрание участников совет директоров или иной орган (в соответствии с уставом предприятия). Решение о ликвидации оформляется должным образом (протокол собрания участников, решение вышестоящего органа, решение единственного участника (если юридическое лицо учреждено одним лицом) и др.). Указываются причины, порядок и сроки ликвидации. О принятом решении незамедлительно письменно или через интернет-ресурс с применением электронной цифровой подписи необходимо сообщить органу юстиции, осуществляющему регистрацию юридических лиц (п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса). Юридическое лицо в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о ликвидации письменно сообщает об этом налоговому органу по месту своего нахождения (п. 1 ст. 37 Налогового кодекса).
Собственник имущества юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидационную комиссию. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению имуществом и делами юридического лица.
В ликвидационную комиссию обычно включаются руководители предприятия, главный бухгалтер, юрист и другие лица, ознакомленные с состоянием дел на предприятии. Председателем ликвидационной комиссии обычно является директор предприятия, который наделен правом подписи платежных банковских документов. Ликвидационная комиссия разрабатывает и утверждает план ликвидации, осуществляет исполнение плана ликвидации.
Поскольку члены ликвидационной комиссии обычно назначаются учредителями ТОО, но правоотношения возникают между ТОО – как юридическим лицом и либо работниками ТОО – членами ликвидационной комиссии, либо третьими лицами, то никаких отношений у учредителей с членами ликвидационной комиссии не возникает.
Если Вы намереваетесь привлечь кого-то со стороны в состав ликвидационной комиссии, то в решение о ликвидации следует включить состав комиссии, а так же основания включения сторонних физических лиц в состав комиссии и основания для вознаграждения их деятельности: договор об оказании услуг, либо иной документ.
Сами договорные отношения оформляться будут не учредителем, а юридическим лицом, то есть исполнительным органом ТОО, что опять-таки, не влечет возникновения каких-либо отношений между членами ликвидационной комиссии и учредителями.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Раздел: Корпоративные отношения
Ответ:
Согласно статьи 2 Закона Республики Казахстан от 22 апреля 1998 года № 220-I «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (далее – Закон) Товарищество с ограниченной ответственностью отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Товарищество не отвечает по обязательствам своих участников. Участники товарищества, неполностью внесшие вклады в уставный капитал, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости невнесенной части вклада каждого из участников.
-
Ответ:
Директор, назначенный Решением Учредителя, является исполнительным органом Товарищества с ограниченной ответственностью. Это предусмотрено статьей 51 Закона Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью».
-
Раздел: Корпоративные отношения
Ответ:
Присоединение – объединение компаний, при котором одна из объединяющихся компаний продолжает деятельность, а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существование в качестве юридического лица и налогоплательщика,
-
Раздел: Корпоративные отношения
Ответ:
Согласно ст. 29, 31 Закона «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», Участник товарищества с ограниченной ответственностью вправе продать или иным способом уступить свою долю в имуществе товарищества или ее часть одному или нескольким участникам данного товарищества по своему выбору.
-
Раздел: Корпоративные отношения
Ответ:
Согласно ст. 1083 Гражданского кодекса РК, если нет наследников ни по завещанию, ни по закону, либо никто из наследников не имеет права наследовать (статья 1045 настоящего Кодекса), либо все они отказались от наследства (статья 1074 настоящего Кодекса), наследство признается выморочным имуществом.
-
Раздел: Корпоративные отношения
Ответ:
Налоговым кодексом Республики Казахстан (далее – НК РК) не предусмотрено уведомления налогового органа при реорганизации юридического лица путем преобразования.
-
Ответ:
Согласно статьи 4 Закона Республики Казахстан от 22 апреля 1998 года № 220-I «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» Товарищество с ограниченной ответственностью имеет фирменное наименование, которое должно содержать наименование товарищества, а также слова «товарищество с ограниченной ответственностью» или аббревиатуру «ТОО».
-
Раздел: Корпоративные отношения Общие вопросы
Ответ:
Согласно Закону РК «О государственной социальной адресной помощи» не имеют права на назначение социальной адресной помощи:
лицам (семьям), не являющимся малообеспеченными;
семье, трудоспособный член которой отказался от участия в мерах содействия занятости, – в течение 6 месяцев со дня отказа от участия в мерах содействия занятости;
-
Ответ:
Согласно Закону Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» (от 17 апреля 1995 года № 2198) открытие представительства и филиала иностранной компании в Республике Казахстан осуществляется путем их учетной регистрации в Министерстве юстиции РК и её территориальных органах (далее - Регистрирующий орган).
-
Ответ: Вопрос регулируется Законом Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года № 2198 «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» (далее – Закон).